Домой / Мода / Что делать если ребенок учится на 2. Если ребенок плохо учится

Что делать если ребенок учится на 2. Если ребенок плохо учится

Школьные годы - это, без всякого сомнения, очень важный этап в жизни каждого человека, но вместе с тем и достаточно трудный. Лишь незначительная часть детей способна весь период пребывания в стенах образовательного учреждения приносить домой только отличные оценки. Большинство школьников при изучении предметов испытывают серьезные затруднения. И конечно, это не может не волновать родителей. Они начинают задаваться вопросами: «Как помочь ребенку, если он плохо учится?», «Что предпринять, чтобы исправить ситуацию?»

Причины неуспеваемости

Нередко папы и мамы начинают решать эту проблему даже и не в связи с тем, что в дневнике их сына или дочери появились неудовлетворительные оценки. Родители задумываются о том, как научить ребенка учиться, порой даже при имеющейся незначительной тенденции к падению успеваемости. Однако прежде чем начать предпринимать какие-либо меры, необходимо понять, какие же факторы способствуют созданию подобной ситуации. А их можно условно разделить на три типа.

Среди них:

Состояние здоровья детей;

Личностные качества ребенка;

Социальные факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Здоровье ребенка

О школьной неуспеваемости не волнуются, как правило, родители первоклашек. Ведь в самом начале обучения учитель просто не ставит своим воспитанникам оценок. И только в некоторых случаях педагог указывает папам и мамам на отставание их малыша от программы.

Но, как правило, то, что ребенок плохо читает, считает и осваивает школьные предметы, становится понятным тогда, когда он переходит во второй класс.

Каковы могут быть причины неуспеваемости? Нередко они связаны со слабым здоровьем ребенка или же с наличием у него некоторых особенностей развития. Так, часто болеющим деткам приходится пропускать занятия, и они начинают отставать по всем предметам школьной программы. Для того чтобы исправить ситуацию, родителям потребуется проконсультироваться у врача-педиатра и проводить со своим сыном или дочерью закаливающие процедуры.

Если в начальной школе и при этом обладает некоторыми особенностями состояния организма, к примеру, нарушением зрения или слуха, задержкой психического развития, детским церебральным параличом и т.д., то для его обучения необходимо применять специальную программу. Ее разработка и использование производятся даже в том случае, если такие школьники посещают обычный класс общеобразовательного учреждения.

Нередко ребенок плохо учится из-за усталости и проявления астенических симптомов. Для устранения данного фактора родителям следует обратить внимание на ту нагрузку, которую школьнику приходится нести в процессе получения знаний. Вполне возможно, что она окажется чересчур велика для него. Конечно, на сегодняшний день значительно расширился перечень дополнительных возможностей, используя которые, многие папы и мамы стремятся дать толчок к усиленному развитию ребенка. Ведь это так здорово, когда помимо той программы, которую дети проходят в школе, можно получать новые умения, навыки и знания в различных секциях и кружках. Но порой такая нагрузка приводит к тому, что в еще неокрепшем организме развивается усталость, и, как следствие, ребенок плохо учится.

Как избежать подобной ситуации? Родителям стоит внимательно изучить график занятий своего сына или дочери. Насколько они загружены? А может, это бесконечное хождение по кружкам просто изматывает их? Как поступить? Уменьшить количество занятий по английскому языку или оставить танцы, отменив фигурное катание?

Прежде чем решиться на тот или иной шаг, следует обратить внимание на то, как занимается в этих кружках ребенок. Приносит ли ему их посещение удовольствие? Показывает ли он какие-либо результаты? Если ответ будет положителен, то отменять дополнительные занятия не стоит. В противном случае у ребенка, скорее всего, пострадает мотивация к дальнейшему обучению в школе, а также собственная самооценка.

Но порой бывает и так, что родителям просто не хватает свободного времени, и они даже и не пытаются записать своего малыша в какой-либо кружок. Тем не менее они нередко слышат от сына или дочери фразу «Не хочу учиться». Малыш или подросток очень быстро устает даже при выполнении довольно простых заданий. В таком случае родителям просто необходимо бить тревогу. Подобное поведение, без всякого сомнения, является следствием имеющихся проблем со здоровьем. К сожалению, многие папы и мамы о такой причине, которая дает ответ на вопрос «Почему ребенок плохо учится?», очень часто забывают. Если школьник будет абсолютно здоров, то тогда потребность и желание в получении новых знаний у него непременно появятся. Но произойдет это только тогда, когда отсутствуют иные причины изучаемой проблемы.

Неготовность к поступлению в школу

Рассмотрим личностные причины того, что ребенок плохо учится. И одной из них является неготовность ребенка к поступлению в школу. В таком случае психологами выделяются два фактора:

  1. Несформированная ВПШ ребенка. Под данной аббревиатурой скрывается внутренняя позиция школьника, его моральная готовность начать обучение. В сегодняшнем мире деткам пытаются привить знания практически сразу с пеленок. Считается, что тот, кто идет в школу, должен быть не только хорошо физически подготовлен. Сегодняшний первоклассник, как правило, уже умеет читать, писать и считать. Однако это далеко не все, что необходимо для начала образовательного процесса. Ребенок должен быть психологически готов стать школьником, на что, как правило, внимания родители не обращают. И если в первом классе малышу еще удается кое-как адаптироваться, то став второклассником, он может заявить: «Не хочу учиться». И удивительного в этом ничего нет. Ведь у такого школьника отсутствует учебная мотивация. В его сознании продолжает главенствовать игровая форма получения знаний. Вполне возможно, что у малыша просто не достигла стадии необходимой зрелости подкорковая структура мозга, которая в ответе за произвольность, то есть за терпение и силу воли, которые необходимы для успешного получения знаний. Как научить ребенка учиться? Психологи в таких случаях рекомендуют не торопить школьника с выполнением заданий, ведь таким деткам потребуется больше времени на то, чтобы окончательно адаптироваться.
  2. Педагогическая запущенность. Она также может быть одной из причин того, что ребенок плохо учится. Причем данный фактор имеет место не только в тех семьях, где живут алкоголики и дебоширы. Очень часто подобная ситуация наблюдается и там, где интеллигентные родители изо всех сил стремятся дать свои деткам только самое лучшее.

Негативное эмоциональное состояние

Эта причина плохой успеваемости также является личностной. Порой ребенок бывает возбужден или встревожен. Его, например, пугают те или иные изменения в семье, в числе которых развод родителей, рождение сестры или брата, переезд на новое место жительства и т.д. То, что произошло в жизни маленького человека, вероятно, очень сильно напугало его.

Нередко плохо учатся школьники, остро переживающие подростковый период, в котором могут быть и неразделенная любовь, и нескладывающиеся отношения со сверстниками. Конечно, в такое непростое для ребенка время на первый план у него выдвигаются другие задачи. Как исправить ситуацию в таком случае? Здесь на помощь должен прийти взрослый, который, прежде всего, поможет подростку решить возникшие перед ним проблемы, а уж после наладить учебу.

Порой своими плохими оценками школьник пытается добиться внимания со стороны родителей. Вполне возможно, он находится в таком состоянии, которое требует поддержки взрослых. А может, он таким образом высказывает протест против огромнейшего количества ограничивающих его жизнь запретов, делая все наперекор?

Потребности

По какому поводу на сегодняшний день бьют тревогу практически каждый родитель и школа? Ребенок в современном мире не желает учиться. Подобный факт подтвержден и многими экспертами. Причем такая проблема существует среди детей различных возрастов. И даже малыши-дошкольники все чаще и чаще огорчают пап, мам и воспитателей полным отсутствием интереса к получению новых знаний.

Истоки подобного явления кроются в сфере современных технологий. Дети становятся во многом зависимыми от гаджетов. Их привлекает техника и игры. При этом пропадает желание изучать этот мир. Дети, находящиеся в лишаются любознательности. Они не хотят учиться писать, считать, да и просто посещать школу. Вина за это полностью ложится на родителей. Единственным выходом из сложившейся ситуации является отучение деток от планшетов и смартфонов. Но делать это рекомендуется не сразу, а постепенно ограничивая малышей и подростков во времени, которое они проводят за гаджетами.

Конфликты в школе

Приступим к рассмотрению социальных причин. И одной из самых распространенных из них считаются существующие между школьниками конфликты. Разумеется, когда весь класс считает ребенка белой вороной, обзывает и дразнит, тогда становится вполне понятно, например, почему ребенок плохо учится по математике. Плохие оценки вовсе не зависят от его интеллектуальных способностей. Ведь в такой ситуации не хочется решать примеры. Школьник, скорее всего, думает лишь о том, как ему быстрее уйти домой или отомстить за свои обиды.

Конфликты бывают между детьми и учителями. Педагог может просто невзлюбить ребенка и начать постоянно придираться к нему по любому поводу, даже и не пытаясь помочь и разъяснить непонятные моменты в своем предмете. Такие ситуации также не редкость. Ведь далеко не все учителя в наших школах - от Бога. Чаще это обычные люди, которые вполне могут сорваться. И в таком случае их негативные эмоции отражаются на детях.

Сложная программа

Это еще один социальный фактор. Школьная программа по тому или иному предмету может быть как слишком простой, так и чересчур сложной. И в первом, и во втором случае ребенку становится скучно.

Из-за чего это происходит? Порой дети учатся дома читать и писать уже с самого раннего возраста. И если в три года они освоили азбуку, то в школе делать это им уже неинтересно. Ребенку хочется играть. Как исправить данную ситуацию? Позволить школьнику вдоволь наиграться, постепенно переводя его деятельность в рамки обучающей программы.

Скучно бывает и тем детям, которые очень быстро осваивают материал. И если на уроках отсутствует индивидуальный подход к каждому школьнику, то они начинают «считать за окошком ворон».

Ведь задачи, которые учитель дает всему классу, кажутся таким вундеркиндам неинтересными и слишком простыми. При усложнении программы эти дети просто не успевают подключиться к процессу, начиная приносить в дневнике тройки и двойки.

Как устранить это явление? Ситуацию можно исправить:

Сменив школу;

Переведя ребенка в «сильный» класс;

Занимаясь с ним по индивидуальной программе с привлечением репетитора.

Ребенок, которому станет интересно учиться, с удовольствием будет посещать школу.

Мотивация

Началу любого процесса соответствуют те или иные причины. Научить ребенка учиться можно в том случае, если подогреть его интерес к знаниям.

К сожалению, в реальной жизни многие родители наказывают своих детей за неудачи, воспринимая при этом их успехи как должное. Именно такое отношение и приводит к тому, что со временем у ребенка пропадает интерес к получаемым знаниям, и он начинает плохо учиться.

Разумеется, родители должны подходить к воспитанию своего сына или дочери со всей строгостью и серьезностью. Однако делать это нужно в меру. Психологи рекомендуют папам и мамам поставить себя на место своего чада. Если у них не будет мотивации к выполнению того или иного задания, возьмутся ли они за него? Конечно, нет! Точно так же ведут себя и дети. Чем же заинтересовать ребенка в таком случае? Здесь к каждому школьнику потребуется индивидуальный подход. Так, для одних детей отличной мотивацией станут карманные деньги, для других - те или иные покупки, а для третьих - сладости или просто похвала семьи. Но не стоит обманывать свое чадо, а также применять к нему наказание в виде ремня. Ведь ребенок, даже если он и начнет добиваться некоторых успехов в учебе, постепенно перестанет контактировать со своими родителями. Причем такое разрушение отношений порой остается на всю жизнь.

Контроль

Конечно, дети должны учиться и активно получать знания. Однако делать это им важно без устрашения, пренебрежения и запугивания. Родителям необходимо прислушаться к совету психологов, которые рекомендуют не слишком контролировать своих дочек и сыночков. Ведь постоянное и очень активное внимание к процессу обучения нередко приводит к нежеланию ребенка учиться. Школьнику начинает казаться, что для его родителей важны лишь хорошие оценки, а все прочие сферы жизни их детей, их чувства и переживания - пустяк. Подобные мысли и приводят к потере желания учиться.

Ответственность

Как научить детей учиться? Для этого родителям понадобится вырабатывать у них ответственность. Такая черта характера явится великолепным подспорьем для всех пап и мам. Она позволит наладить великолепные отношения в семье, а также добиться того, чтобы сын или дочь хорошо учились в школе.

Как же добиться этого? Уже с первых лет посещения школы детей необходимо приучать к ответственности за совершенные поступки. Вполне возможно, что подобное отношение к своим действия сохранится у ребенка надолго.

Родители должны учить детей пониманию того, что в жизни многое зависит от стремлений, желаний и совершенных поступков. Также папам и мамам необходимо разъяснять своему чаду, что процесс обучения является своеобразным трудом, и весьма непростым. Причем его результатом станет получение знаний о мире, что невозможно купить ни за какие деньги.

Для любящего родителя успеваемость детей в школе часто становится самоцелью и способом определения их будущей успешности.

Именно поэтому так часто возникают ситуации, когда ребенок плохо учится: что делать и как бороться с неуспеваемостью, большинство родителей не знает. В качестве аргумента для детей все чаще выступают угрозы или долгие беседы. Но как быть, если малыш не может усвоить всю информацию уже в 1 классе?

В чем причина плохой успеваемости?

Очень часто родители начинают беспокоиться о том, что ребенок плохо учится, когда появление двоек и троек в дневнике становится нормой. И чем позже начинается выяснение истинных проблем, чем позже внимание родителей переключается с бытовых проблем на свое чадо, тем меньше вероятность исправить ситуацию.

Среди наиболее распространенных причин плохой успеваемости можно выделить следующие:

  • Отсутствие должной дошкольной подготовки . Речь идет не об обязательном дошкольном образовании, а о том, что в школу первоклашка должен идти подготовленным, имеющим общее представление о процессе обучения, о своих правах и обязанностях, о том, для чего он, подвижный и активный малыш, должен высиживать 45-минутные уроки.
  • Слишком сложная программа . Слишком амбициозные родители часто устраивают своих детей в гимназии, специализированные школы и математические классы даже тогда, когда сам школьник не проявляет к учебе интереса и не демонстрирует должных способностей. Что делать, если в 4 классе все решают уравнения, а малыш испытывает трудности даже с простейшими задачами? На первых порах достаточно родительской помощи, но ребенку предстоит учиться не год и не два. Систематическая неуспеваемость, в которой нельзя винить самого школьника, может стать губительной для его интереса к новым знаниям.
  • Проблемы в отношениях с учителем . Несмотря на то, что большинство педагогов работают по призванию, конфликты ученика с учителем являются достаточно частой причиной неуспеваемости и плохих оценок по тому или иному предмету. Если между школьником и учителем нет взаимопонимания и уважения, то ни о каком полноценном процессе обучения не может идти речи.
  • Проблемы в отношениях с родителями. Сами родители, которые должны желать ребенку только хорошего, часто становятся прямой или косвенной причиной его неуспеваемости. Порой дети получают тройки и двойки «назло» родителям, которые в чем-то их ограничивают или что-то запрещают. Иногда плохая успеваемость воспринимается ребенком как попытка привлечь к себе внимание.
  • Скука . Часто дети, у которых с начала учебы все получается слишком легко и просто, постепенно теряют интерес к обучению. Такие малыши уже в 3 классе в состоянии усваивать программу для пятиклассников, однако они вынуждены сидеть за решением давно понятных задач. Если вовремя не рассмотреть в ребенке стремление знать больше, то вскоре сам процесс обучения станет для него скучным и нудным. Исправить же ситуацию крайне сложно: как правило, такие дети просто перестают стремиться к знаниям и в итоге довольствуются тройками даже по любимым предметам.
  • Обстановка в школьном коллективе . Часто в классе дети дразнят тех, кто получает хорошие отметки, поэтому дети сознательно «бросают» учебу, чтобы слиться с коллективом.
  • Здоровье . Иногда школьник не может усваивать программу полностью из-за банальной усталости, вызванной проблемами со здоровьем, неправильным питанием или чрезмерными нагрузками.

Только после тщательного анализа конкретной ситуации можно пробовать давать какие-то советы или рекомендации о том, что делать, если ребенок плохо учится. Не выяснив истинную причину, родители рискуют потерять взаимопонимание со своим чадом и еще больше настроить его против учебы.

Реальные шаги: помогаем с учебой

Независимо от того, где учится ребенок: во 2 классе или в 11 – именно родители должны стать той силой, которая поможет школьнику найти выход из тупика, начать полноценно учиться не для того, чтобы получить оценку или поощрение, а чтобы впитать знания.

Чтобы стимулировать своего ребенка на получение знаний и, как следствие, хороших отметок, родители должны предпринять следующие шаги:

  • Найти контакт . Прежде чем требовать хороших отметок, родителям необходимо найти точки соприкосновения с малышом, понять его стремления и интересы, разделить его страхи и опасения.
  • Любить . В любой ситуации и при любой успеваемости родители должны показывать своему ребенку, как сильно они любят его. Не стоит критиковать без повода, оскорблять или насмехаться: издевка от любимых родителей может обидеть больнее всего и оставить глубокую рану на всю жизнь.
  • Ценить не отметку, а стремление . Хвалить следует не формально: «вот тебе конфетка за пятерку», а за стремления и жажду знаний.
  • Помогать . Прежде чем требовать от ребенка идеального выполнения домашних заданий, следует самим помочь ему и рассказать, что родители тоже выполняли эти задачи, учили эти стихи и зазубривали правила. Лучший пример – пример родителей.
  • Мотивировать . Самым сложным является правильная мотивация: школьнику нужно объяснить, для чего нужны эти примеры и правила, как они пригодятся в будущей жизни, получении профессии и собственной успешности.

Не стоит жаловаться всем, что ребенок учится на двойки: что делать в такой ситуации, должен подсказать опытный педагог или квалифицированный психолог, но не сосед по лестничной клетке с рекомендацией «выпороть, как следует».


Для каждого родителя отметки в дневнике могут быть и огорчением, и поводом для гордости. Но не стоит забывать, что любить своего ребенка следует независимо от оценок в его дневнике. Если же туда прокрались двойки и тройки, то задача родителей – сделать все возможное для их исправления вместе со своим малышом.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Накануне начала нового учебного года многих родителей начинает волновать это вопрос

Хорошие оценки - повод для гордости родителей и учителей, шанс успешно поступить в ВУЗ и обеспечить удачный старт в будущее. Но отнюдь не все дети показывают блестящие результаты, одни носят двойки с первого класса, другие - с четвертого, третьи - скатываются в неуспеваемость к пубертату. Почему так происходит и можно ли помочь школьнику?

Детство гения

Прежде всего следует знать, что успехи в освоении школьной программы - не показатель будущей успешности или таланта человека. У многих великих людей были проблемы с учителями и учебными заведениями. Великий естествоиспытатель Карл Линней успевал настолько плохо, что преподаватели советовали родителям забрать мальчика из гимназии и отправить в ремесленники. Будущего изобретателя Томаса Эдисона американские учителя посчитали умственно отсталым. Мэрилин Монро до конца дней писала с чудовищными грамматическими ошибками. Альберт Эйнштейн в гимназии отставал по всем предметам, кроме математики. К сожалению, гениев среди двоечников гораздо меньше, чем обычных детей, которые по тем или иным, как правило, подлежащим корректировке причинам не осваивают школьную программу. Что мешает ребенку учиться?

1. Дисфункция мозга. Легкая степень умственной отсталости не всегда диагностируется вовремя, в особенности если ребенок проявляет способности в какой-то области - хорошо запоминает информацию, старательно выводит буквы, учит стихи, рисует. Но как только дело доходит до алгебраических или химических формул, сложных правил русского языка, его интеллекта не хватает для анализа новых знаний и построения логических цепочек.

2. Отставание в развитии. По каким-то причинам мозг школьника «взрослеет» медленней, чем у сверстников. Причиной может быть алкогольный синдром плода, госпитальный синдром (встречается у детдомовцев и детей, долго лежавших без мам в больнице), инсульт, травма головы, тяжелая затяжная болезнь, несколько операций с наркозом, сильная психотравма.

3. Проблемы с получением информации. Плохое зрение или слух, повышенная утомляемость мешают ребенку учиться, верно понять преподавателя и точно ответить ему. В первых классах снижение слуха и особенно зрения может произойти внезапно и быстро.

4. Проблемы с восприятием информации. Аутизм с выборочным подходом к предметам, гипервозбудимость, мешающая сконцентрироваться на словах учителя. Интеллект сохранен, но получить знания затруднительно.

5. Проблемы с обработкой информации. Дислексия, дисграфия и дискалькулия - патологическое неумение читать, писать (особенно грамотно) и воспринимать печатное слово. Маме с учительницей кажется, что ребенок ленится, а он просто не видит разницы между «ещё» и «исчо».

6. Нелады с учебной обстановкой. Учителя - тоже люди. Не всякий учитель способен наладить контакт с любым ребенком, особенно если тот выделяется из коллектива. Маленький нонконформист, умник, грубиян, плакса или задира порой вызывает отторжение у преподавателей. А конфликт со сверстниками, моббинг в классе тоже не способствуют пятеркам.

7. Несчастье в семье. Развод родителей, болезнь или смерть близкого человека, семейное насилие, алкоголизм, финансовые или карьерные проблемы родителей - всё это неизбежно сказывается на оценках.

8. Психологические сложности. Ребенок слишком застенчив, чтобы отвечать у доски, или слишком самоуверен, чтобы делать домашние задания, не привык к регулярным занятиям, «врос» в образ двоечника и гадкого утенка и т.д.

9. Затруднения с мотивацией. Нет внутренних оснований для успешной учебы. Ребенку скучно на занятиях, зато он реализуется в спортшколе, на самодеятельных концертах или в дворовой компании, ему не нужны литература, история и т.д. Или, в очень редких случаях, мальчик или девочка с младших классов уже знают, кем хотят стать, и наотрез отказываются осваивать знания, помимо тех, которые ведут к этой цели.

Комплекс из нескольких причин. Возможно и неудачное совпадение обстоятельств - сложный ребенок, затяжная болезнь, неделикатный, нечуткий преподаватель, конфликт со сверстниками - и теоретически вполне способный ученик не вылезает из двоек.

Не может или не хочет?

Причин, ведущих к плохой успеваемости, очень много. Долг родителей - выяснить, что именно мешает сыну или дочери нормально учиться и постараться устранить помеху. Это не всегда очевидно. Так, причиной двоек у ребенка с плохим зрением может быть не само зрение, а уродливые, громоздкие очки, вызывающие насмешки у одноклассников. Поэтому придется запастись терпением, понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.

Прежде, чем обращаться к специалистам, протестируйте ребенка сами. С какого расстояния он способен увидеть номер автобуса или прочесть надпись на витрине? Хорошо ли различает слово «конфета» произнесенное шепотом или тихий шорох включающегося компьютера? С каким трудом вычитает свою долю из магазинной сдачи и может ли подсчитать самостоятельно, сколько месяцев нужно копить на новый айфон? Проявляет ли бытовую смекалку в работе с простыми механизмами, в состоянии ли починить сломанный будильник, заштопать прореху, рассортировать сложную стирку? Станет ли сам читать книгу про любимых героев, напишет ли без ошибок поздравление маме, заучит ли наизусть задорный стишок? Пользуется ли компьютером и для чего именно? В состоянии ли поладить с доброжелательными и интересными сверстниками, найти контакт с умным и добрым преподавателем?

Поищите логические задачи для детей его лет, порешайте их вместе, играючи, и понаблюдайте, как он справляется. Поиграйте в настольные игры, требующие разнообразных навыков. Обсудите его опасения и тревоги по поводу учебы, спросите, что препятствует, что не нравится в школе. Уточните - возможно, он плохо себя чувствует, страдает от головных болей, приступов паники или гнева, тремора, частых мочеиспусканий. Не настаивайте, не давите на ребенка, просто оцените сохранность интеллекта, коммуникативных навыков и восприимчивости к информации.

В случае проблем со здоровьем, проконсультируйтесь с терапевтом. Снижение зрения и слуха, постоянные головные боли, тремор и сильная утомляемость - опасные симптомы. Психологические проблемы лучше решать с психологом, не дожидаясь деформации личности. Детям с дислексией, дисграфией, заиканием, аутичными чертами требуется профессиональная помощь для нормальной социализации. Если же ребенок свободно считает деньги, конструирует роботов, в состоянии справиться с барахлящим телефоном или порванными штанами, с удовольствием учит «Вредные советы», обыгрывает отца в шахматы, маму в «Зельеварение», а сверстников в «Монополию», скорее всего проблема в мотивации ребенка, а не в его интеллекте.

Дважды два - пять!

Заставить ребенка хорошо учиться практически невозможно - «выбитые» и «выплаканные» пятерки тут же превратятся в плохие оценки, стоит лишь родителям снизить контроль. Однако вытащить ребенка из двоек вполне реально - даже строгие учителя снисходительны к старательным и трудолюбивым ученикам.

Для начала поговорите с отпрыском начистоту, объясните ему, зачем именно необходимы хорошие оценки и серьёзные знания, где они пригодятся и для чего. Будьте честны с сыном или дочерью - это поможет. Объясните, зачем нужны те или иные предметы, для чего будущему космонавту неправильные глаголы, а будущей модели формула H2O. Скажите, что любите своего мальчика или девочку, верите в них, гордитесь их успехами. Отмечайте каждое достижение, хвалите за каждую хорошую оценку, выдавайте положительное подкрепление и старайтесь избегать наказаний, отрицательных подкреплений, фиксирующих негативное восприятие.

Как разовая мера может сработать перевод ребенка в другую школу, туда, где его ещё не знают как двоечника. Смена учителя и коллектива зачастую хорошо мотивирует, помогает собраться и начать учебу с чистого листа.

Не забывайте о режиме сна и отдыха, полноценном питании школьника, комфортном, тихом месте для занятий - чем лучше ребенок себя чувствует, тем лучше будет учиться. Позаботьтесь, чтобы в распорядке дня нашлось время для физической активности, прогулок, активных игр.

Очень важно, чтобы ребенок добивался успеха, испытывал интерес к занятиям в целом - неважно, будут это школьные предметы, спорт, искусство или работа с компьютером. Это поможет поднять самооценку, «распробовать» вкус побед.

В любом случае не стоит концентрироваться на одной лишь учебе в школе - куда важнее вырастить хорошего человека, чем круглого отличника. И не забывайте, что Билл Гейтс (основатель Майкрософт) и Марк Цукерберг (учредитель Фэйсбука) стали миллионерами, хотя не были успешными учениками.

/Если ребенок плохо учится

Причины плохой успеваемости могут быть заложены в самом ребенке. Они могут быть скрыты в его здоровье: плохое зрение или слух, утомляемость или хроническое заболевание.

Причиной может быть психическое состояние ребенка: нервность и беспокойство по какому-либо поводу, неумение найти общий язык с преподавателем или учениками. Бывает, что ребенок плохо читает, потому что ему трудно узнавать написанные слова. Один ребенок не работает потому, что задания даются ему слишком легко, другой - потому, что слишком трудно.


Ребенок может быть расстроен болезнью кого-либо из членов семьи или угрозой родителей уехать, или неправильно понятыми половыми взаимоотношениями. В первые годы в школе ребенок может бояться хулигана или злой собаки по дороге в школу, или строгой учительницы, бояться попросить разрешения пойти в туалет или отвечать урок перед всем классом. Для взрослого человека все это может показаться пустяками, но для застенчивого 6-7-летнего ребенка такие вещи могут явиться причиной сильного страха, который совершенно парализует его способность соображать.

Девятилетний ребенок, которого дома часто ругают и наказывают, может дойти до состояния крайнего беспокойства и напряженности и потерять способность удерживать свои мысли на чем бы то ни было. Обычно ребенок, которого считают «ленивым», на самом деле совсем не ленив. Человек рождается любознательным и энергичным. Если позже он теряет эти качества, то виновато воспитание. Причины кажущейся лености различны. Ребенок может быть просто упрям, потому что его с самого рождения постоянно понукают. Но он не ленится, когда дело касается его личных увлечений. Иногда ребенок просто не решается попытаться сделать, что-либо из страха потерпеть неудачу. Это качество развивается у такого ребенка, чьи родители всегда слишком критически относились к его достижениям либо требовали от него очень многого.
Ребенок, лишенный любви и заботы в раннем детстве, к школьному возрасту, как правило, становится нервным, беспокойным, безответственным, неспособным заинтересоваться учебой, найти общий язык с учителями и одноклассниками. Какова, бы ни была причина плохой успеваемости ребенка, нужно , во-первых, найти внутреннюю причину его неуспеваемости; во-вторых, независимо от того, сумеете вы найти ее или нет, учитель и родители, объединив свои знания о ребенке, должны раскрыть его хорошие качества и интересы и, используя их, постепенно втянуть ребенка в коллектив и его деятельность.

Плохое чтение из-за медленного развития зрительной памяти. И для вас, и для меня слово «нос» выглядит совершенно иначе, чем слово «сон». Но для большинства маленьких детей, только начинающих читать, подобные пары слов выглядят почти одинаково. Они могут слово «ров» прочесть, как «вор» или слово «вес» - как «сев». В письме они часто путают буквы, похожие по написанию. Со временем такие ошибки становятся очень редки. Но приблизительно 10% учащихся (в основном мальчики) продолжают страдать этим недостатком в течение нескольких лет. Им требуется больше времени, чтобы научиться относительно хорошо читать, а ошибки в правописании они могут делать всю жизнь, сколько бы они ни тренировались.
Такие дети быстро приходят к выводу, что они «неспособные», и часто начинают ненавидеть, школу, потому что не могут идти вровень с классом. Их необходимо успокоить и разуверить, что их беда - в особом дефекте зрительной памяти (так же как отсутствие музыкального слуха), что они не глупы и не ленивы, что рано или поздно они научатся и хорошо читать, и правильно писать.

Помощь в занятиях . Иногда учитель советует дополнительно позаниматься с ребенком по тем предметам, по которым он отстает. В ряде случаев родители сами решают «подтянуть» ребенка. Делать это надо с осторожностью. Часто родители оказываются плохими педагогами не потому, что им не хватает знаний, и не потому, что они недобросовестны, а потому, что принимают успехи ребенка слишком близко к сердцу и сердятся, если он чего-нибудь не понимает. Когда ребенок и без того запутался в предмете, нервничающий родитель только ухудшит дело. Кроме того, родитель может объяснить ему не так, как учитель, что еще больше запутает ребенка, не понявшего эту тему в классе.
Я не хочу сказать, что родителям никогда не надо помогать детям в занятиях. Иногда их помощь приносит очень хорошие результаты. Но прежде чем заняться с ребенком, посоветуйтесь с его преподавателем. Когда ребенок изредка обращается к вам с просьбой помочь ему в выполнении домашнего задания, нет ничего страшного, если вы объясните ему то, что он не понимает (ничто не доставляет родителям большего удовольствия, чем возможность продемонстрировать ребенку свои знания). Но если ребенок просит сделать за него домашнюю работу, потому что он ее не понимает, посоветуйтесь с учителем. Хороший учитель предпочитает помочь ребенку понять тему, чтобы затем он выполнил задание самостоятельно. Если преподаватель слишком занят для индивидуальных занятий с ребенком, родителям придется самим ему «помочь, но даже в этом случае старайтесь, чтобы ребенок понял задание и сделал его сам. Не делайте, за него уроков.

Боязнь идти в школу . Иногда у ребенка неожиданно появляется необъяснимый страх перед школой, и он отказывается туда идти. Это часто происходит после того, как он оставался дома несколько дней из-за болезни или несчастного случая, особенно если начало болезни или несчастный случай имели место в школе. Как правило, ребенок не может объяснить, чего он боится в школе. Изучение таких случаев показало, что действительная причина страха часто не имеет ничего общего со школой. Если позволить ребенку остаться дома, его страх перед школой только увеличится и к нему добавится страх отстать от школьной программы и вызвать недовольство учителя и товарищей по классу. Поэтому родители должны проявить твердость и настоять на возвращении ребенка в школу. Не дайте ему себя обмануть жалобами на здоровье, не пытайтесь уговорить врача разрешить ему не ходить в школу еще несколько дней (разумеется, врач должен проверить состояние его здоровья).


Учитель и родители . Вам не трудно оставаться в хороших отношениях с учителем, если ваш ребенок прекрасно учится. Но если он учится плохо, отношения с учителем могут осложниться. Самые лучшие учителя, так же как и самые лучшие родители, - всего лишь люди. Каждый из них гордится своей работой. Каждый из них испытывает собственнические чувства по отношению к ребенку. Каждый в душе считает (справедливо или нет), что ребенок добился бы гораздо лучших результатов, если бы другая сторона обращалась с ним несколько иначе. Родителям следует помнить, что учитель так же обидчив, как и они сами, что они добьются гораздо большего от совместных обсуждений, если будут дружелюбны и сговорчивы.

Некоторые родители сознаются, что им страшновато появляться перед учителем, но ведь и учителю часто бывает страшновато предстать перед родителями. Задача родителей в разговоре с учителем - дать ему информацию об интересах ребенка, его реакции на различные явления. А учитель сам решит, как ему использовать эту информацию. Не забудьте поблагодарить учителя за преподавание тем, которые особенно нравятся и даются ребенку.