Домой / Аксессуары / Элегантность и роскошь ар-деко в кремле. Разноцветные каблуки Выставка элегантность и роскошь ар деко

Элегантность и роскошь ар-деко в кремле. Разноцветные каблуки Выставка элегантность и роскошь ар деко

Могут ли платья быть произведениями искусства? Да, скажу я вам. Именно такие платья привезли в Москву из Института костюма Киото (Япония). Ниже вы увидите фотографии с сайта Кремля, но уверяю вас - они не передают в полной мере красоты этих нарядов. Их линии, отделка, фактуры, цвет, крой и пошив - все совершенство, все восторг...

"Институт костюма Киото входит в четверку лучших музеев моды в мире и владеет редчайшей коллекцией женского платья и аксессуаров выдающихся европейских фирм и модельеров первой трети XX века, таких как Шанель, Ворт, Пуаре,Люсиль, Пакен, Сестры Калло, Ланвeн, Сестры Буе, Фортуни и др. Именно эти модные дома, избрав в начале XX века новое современное направление в искусстве создания костюма, определили перспективы его развития вплоть до настоящего времени",- написано на сайте выставки (читайте там и остальную информацию).

Платье силуэта robe de style от Жанны Ланвен.
Франция, около 1925 г.
Шелковая тафта, кружево, шифон, бисер, стразы, блестки, кристаллы; ткачество, вышивка, плетение.


Парадное (презентационное?) придворное платье. Модный дом «Ворт».
Франция, 1914 г.
Серебряная тафта ламе, шелковый тюль, блестки, стразы, искусственные цветы из шелка; ткачество, вышивка блестками и стразами.

Модный дом «Сестры Калло»
Франция, зима 1922 г.
Узорная парча, бисер, кисти; ткачество, вышивка бисером, плетение.
Коллекция Института костюма Киото. Фото © Такаси Хатакэяма



Пальто. Модельер – Поль Пуаре
Франция (?), около 1925 г.
Шелковый бархат, золотная нить, бисер; ткачество, вышивка.
Коллекция Института костюма Киото. Фото © Такаси Хатакэяма

Япония, 1900-е гг.
Шелковый креп, шелк хабутай, шелковые нити; ткачество, вышивка.
Коллекция Института костюма Киото

Модный дом «Сестры Буэ»
Франция, около 1923 г.
Тафта, органди, шелковая лента; ткачество, вышивка, аппликация.
Коллекция Института костюма Киото. Фото © Такаси Хатакэяма

Вечернее платье от Мадлен Вионне
Франция, 1927 г.
Шелковый газ, золотная нить, бронзовый шнур, кисти; ткачество, вышивка, плетение.
Коллекция Института костюма Киото. Фото © Такаси Хатакэяма

Вместе с костюмами на выставке также экспонируются украшения 1910–1930-х гг. выдающихся ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels вместе с оригинальными эскизами и фотографиями из архивов.


Пудреница от Van Cleef & Arpels «Le Train Bleu» (мне привычнее называть этот поезд "Голубой экспресс", я про него вам писала в посте о "Синем ланвене").
Париж, около 1931 г.
Платина, изумруды, сапфиры, бриллианты.
Коллекция Van Cleef & Arpels

Интересная история его создания.
Вульф "Бэйб" Барнато (Babe Barnato), председатель правления Bentley и победитель автогонок Ле-Мана 1928-1930 гг, один раз выиграл пари. В марте 1931 года (по некоторым версиям, 1930 г) он участвовал в гонке на Bentley Speed Six против экспресса Blue Train . Бэйб поставил 100 фунтов на то, что первым доберется до своего клуба, который расположен даже не в Кале, а в Лондоне. Для того, чтобы увековечить этот подвиг и извиниться за долгое отсутствие перед женой (!), он заказал ей в подарок этот платиновый несессер.

Несессер «Китайская ваза» в модном стиле "giardinetto"
Cartier
Париж, 1927 г.
Золото, платина, оникс (корпус), изумруды, сапфиры, коралл, бриллианты, алмазы огранки «роза», бежевая, красная, белая, зеленая, желтая и черная эмаль.
Коллекция Cartier


Бандо от Cartier
Нью Йорк, 1924 г.
Платина, природный жемчуг, круглые бриллианты старой огранки, два грушевидных бриллианта.
Коллекция Cartier


Колье-воротник для принцессы Египетской Файзы, созданное в 1929 году
Van Cleef & Arpels.

Выставка открыта с 30 сентября 2016 по 11 января 2017 с 10:00 до 17:00, кроме четверга.

Ар Деко я люблю, поэтому постов на тему моды той поры у меня много.
Напомню некоторые.

Про драгоценности:

Фильм «Король говорит», колье - трансформер от Van Cleef & Arpels.

30 сентября в Московском Кремле открылась выставка «ЭЛЕГАНТНОСТЬ И РОСКОШЬ АР ДЕКО. ИНСТИТУТ КОСТЮМА КИОТО, ЮВЕЛИРНЫЕ ДОМА CARTIER И VAN CLEEF & ARPELS».
На выставке представлено 119 экспонатов из коллекции Института костюма Киото (34 экспоната) и ювелирные произведения Cartier и Van Cleef&Arpels (24 экспоната), а также 20 оригинальных эскизов и фотографий из архива компании Cartier. По словам Светланы Александровны Амелёхиной, автора концепции и куратора выставки, эпоха ар деко была выбрана за современное звучание, многие из платьев и украшений сегодня можно носить и выглядеть стильно и элегантно. Знакомство с представленными на выставке экспонатами действительно создает такое впечатление. Два прекрасных платья Фортуни, пальто от Поля Пуаре, вечерний наряд от Мадлен Вионне, изумительные броши, бандо и серьги не выглядят устаревшими и немодными.
Выставка расположилась в двух разных помещениях - первый зал, более ранний период, начало века, в выставочном зале Успенской звонницы (поэтому лучше начать с этого зала), платья, украшения и аксессуары 20-30 годов прошлого века в Одностолпной палате Патриаршего дворца.
Практически все платья из Института Киото никогда не выставлялись и покинули Институт впервые именно для уникальной выставки в Московском Кремле.

Экскурсоводами и специалистами Московского Кремля к выставке подготовлены специальные мероприятия:


  • ЦИКЛ № 28. ОТ АР НУВО К АР ДЕКО

  • ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ «МОЛОДЫЕ, ДЕРЗКИЕ, КРАСИВЫЕ. АР ДЕКО И СОВЕТСКИЙ СТИЛЬ»

  • III Международный музыкальный фестиваль «Посольские дары»

  • «Образы и ритмы 1920-х» — конкурс на лучший костюм в стиле ар деко

  • Программа для детей «Шляпка, туфли, ридикюль»

  • Специальная программа «МИР КИНО И МОДЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА»

  • Специальная программа «СОЗДАНИЕ БАЛЕТНОГО И ТЕАТРАЛЬНОГО КОСТЮМА В СТИЛЕ АР ДЕКО»

С более подробной информацией о датах мероприятий и наличии билетов можно познакомится на сайте Музеев Московского Кремля - http://artdeco.kreml.ru и http://www.kreml.ru/exhibitions/moscow-kremlin-exhibitions/elegantnost-i-roskosh-ar-deko


Платье «Дельфос» Франция около 1910, Мариано Фортуни, Коллекция Института Киото, каталог выствки

Платье «Дельфос» Франция около 1910, Мариано Фортуни,
****

Платье вечернее, Франция около 1920. Поль Пуаре, Коллекция Института Киото, каталог выствки
****

Часы-броши, коллекция Cartier, Париж, 1921, каталог выствки
****

Callot Saeurs, Франция, зима 1922, Коллекция Института Киото, фото с выставки
****

***

Платье вечернее, Жанная Ланван, Франция около 1925, Коллекция Института Киото, фото с выставки
***

Платье вечернее, Жорж Дейе, Франция около 1925,
***

Каблуки для женских туфель, Франция около 1925, Коллекция Института Киото, каталог выствки
****

Платье вечернее, Ворт, Франция около 1927, Коллекция Института Киото, каталог выставки
****

Платье вечернее, Ворт, Франция около 1925, Коллекция Института Киото, фото с выставки

.
Впервые в России в Одностолпной палате Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы представлена коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи ар деко (фр. art déco, досл. «декоративное искусство») из собрания Института костюма Киото (Япония), а также украшения 1910-1930-х гг. выдающихся ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels вместе с оригинальными эскизами и фотографиями из архивов.
Один из самых красивых периодов предстанет перед вам во всём своём блеске и очаровании. Великолепные материи, сложные драпировки, шикарная вышивка, шлейфы и кисти, тонкое кружево. А какие украшения! И всё это тонко, нежно, женственно! И просто невозможно не воспользоваться уникальной возможностью увидеть всю эту красоту.

Пальто. Поль Пуаре. Франция, весна 1923.
Шёлковый жаккард с цветочным узором, атлас, золотое кружево; ткачество плетение.


Стиль ар деко вошёл в моду благодаря Полю Пуаре, одному из самых влиятельных парижских кутюрье начала XX века. Отличительной особенностью показанного выше пальто, демонстрирующего уникальный талант Поля Пуаре, является эффектная комбинация ярких цветов и различных фактур: фиолетового атласа, просвечивающего сквозь отверстия в кружеве, сплетённом из толстой золотой нити, и красного дамаста с узором ар деко. Новаторский крой, характерный для всего творчества Пуаре, присутствует и в этой модели. Спинка и бока пальто скроены из цельного куска красного шёлка, без боковых швов, а для облегчения соединения лифа с модными широкими рукавами-доломан, украшенными вставками из кружева, на уровне талии по бокам выполнены разрезы.
Это пальто даёт представление о том, как кутюрье разрушал границы между искусством и модой.



Коллекция Института костюма Киото.


Ещё один талантливейший кутюрье, родившийся в Испании, но обосновавшийся в Италии - Мариано Фортуни, который являлся также режиссёром по свету, архитектором, сценографом и большим знатоком древностей, создал шёлковое плиссированное платье "Дельфос" (Delphos), напоминавшее хитон. Источником вдохновения для его творения послужила древнегреческая бронзовая статуя "Дельфийский возничий". Благодаря мельчайшим, сохранявшим свою форму складкам по всей поверхности ткани, платье нежно обволакивало тело, благодаря чему женщина чувствовала себя в нём комфортно и могла легко двигаться.

Платье "Дельфос". Мариано Фортуни. Франция, около 1910.
Шёлковый атлас, шнур, стеклянные бусины; ткачество, плиссировка, роспись по трафарету.
Коллекция Института костюма Киото.


Интересно то, что метод плиссировки Фортуни открыл случайно. 10 июня 1910 года он запатентовал во Франции этот метод. А затем, 4 ноября того же года он получил патент на изделие, ставшее известным как платье "Дельфос". В патенте чётко указывалась мотивация автора: "Это изобретение относится к типу одежды, основанной на античной, но его дизайн имеет такую форму и конструкцию, что его легко и удобно носить". Это было на самом деле так. Поскольку платье это было цельнокроеное и не требовало пуговиц и крючков, женщина могла надеть его без посторонней помощи. Напомним, что это 1910 год, когда состоятельные дамы одеваются при помощи горничных не из личного каприза, а потому, что большинство платьев просто невозможно надеть и застегнуть самостоятельно.

Несессер "Миллефиори". Van Cleef & Arpels. Париж, 1928.
Белое и жёлтое золото, платина, красная, зелёная и чёрная эмаль, красная яшма, алмазы, бриллианты. 4,2х9,3х1,3.
Коллекция Van Cleef & Arpels.


Экспозиция выставки показывает, как эпоха объединяет разные виды декоративных искусств. Впервые одежда и украшения как единый ансамбль были представлены по инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен в павильоне «Элегантность» на выставке в 1925 году в Париже, которая впоследствии дала название стилю ар деко. Музеи Кремля избрали этот же способ демонстрации: элегантные костюмы дополнены изысканными и роскошными украшениями ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels.

Браслет. Cartier. Нью-Йорк, 1925.
Платина, бриллиатны огранки "восьмёркой" (старая английская или "единичная" огранка) и бриллиантовой, изумрудные и рубиновые кабошоны, оникс.
Коллекция Cartier.


Вообще, украшения в стиле ар деко удивительно лёгкие, нежные и изящные. Причём лёгкие они ещё и в прямом смысле этого слова. Ещё в самом начале XX века дом Cartier мог продемонстрировать новшества компании: широкий спектр художественных приёмов и виртуозное техническое совершенство изделий из платины. Рассказывая о своём опыте работы с этим металлом в 1927 году в журнале Internetional Jeweler, Луи Картье констатировал: "Толстые оправы из золота и серебра и тяжёлые переплетения, известные издавна, были в ювелирном деле подобны доспехам. Использование платины, платиновое кружево, новшество, введённое нами, произвело переворот; но использование тонкого, лёгкого металла как основы для драгоценных камней было делом нелёгким. Мы сумели приспособить этот металл для наших целей лишь после того, как изучили механизм пружин и сцеплений, поддерживающих спальный вагон. Однако мы преодолели эту трудность. Мы даже получили твёрдую платину, добавив никель и иридий к металлическим концам. Платина останется нашим излюбленным металлом до того времени, пока мы не найдём другой, ещё более лёгкий, но равный ему по всем другим качествам".



Коллекция Института костюма Киото.


Ар деко отдавал предпочтение гладким поверхностям металла, стекла, фарфора, кожи, полированного дерева, слоновой кости. Изобретённый в 1855 году целлулоид охотно использовали для имитации кости, черепахового панциря или создания эффекта перламутра. Показательный пример такого рода - деревянные каблуки, датируемые 1925 г., получившие название "драгоценные каблуки". Они имеют изящную изогнутую форму и при высоте 5 сантиметров и длине окружности их основания в 8 сантиметров отличаются устойчивостью. Их разноцветные покрытия выполнены именно из искусственного пластика, а затем вручную кропотливо украшены стразами или металлическими бусинами, создающими геометрические орнаменты, типичные для периода ар деко.

Каблуки для дамских туфель. Франция, около 1925 г.
Дерево, бакелит, целлулоид, стразы, металлические бусины; резьба по дереву, инкрустация.
Коллекция Института костюма Киото.


В 1920-х гг. женские юбки на Западе стали короче, впервые открыв нижнюю часть ноги, поэтому туфли превратились в важную часть модного образа. Считалось, что обувь - "такой же барометр вкуса, как драгоценности". В Париже изготовители обуви, называвшиеся ботье (bottiers), создавали роскошные туфли.

Каблуки для дамских туфель. Франция, около 1925 г.
Дерево, бакелит, целлулоид, стразы, металлические бусины; резьба по дереву, инкрустация.
Коллекция Института костюма Киото.


Эти образцы каблуков использовались при приёме заказов на изготовление вечерних туфель. В 1920-х модно было украшать вечернюю обувь не целиком, а частично, например, ремешок и каблук или мысок и каблук, выделяя их цветом или фактурой материала. Эстетика ар деко, тонко сочетавшая контрастные цвета и фактуры, была, таким образом, распространена и на обувь. Популярность декоративных каблуков сохранялась до 1930-х гг., когда вечерние платья вновь стали длинными.
Мода, это зеркало нашего общества. Эту фразу можно рассматривать в качестве кредо Института костюма Киото, основанного в 1978 году и собравшего почти за сорок лет своего существования изумительнейшую коллекцию.
Сочетание платьев и драгоценностей позволит посетителям выставки реконструировать во всём великолепии особую, неподражаемую стилистику ар деко, которая послужила началом авангардного направления в дизайне, определившего пути развития высокой моды и искусства в целом вплоть до настоящего времени. Стиль ар деко, доказавший свою немеркнущую привлекательность, и в наши дни остаётся самым выразительным средством воплощения элегантности и демонстрации роскоши. В таком ракурсе эта тема в России на выставках никогда ранее не представлялась. А потому не раздумывайте долго, приходите и насладитесь удивительной красотой одной из самых прекрасных модных эпох.

Статья написана с помощью материалов, предоставленных в каталоге "Элегантность и роскошь ар деко" , выпущенном к данной выставке. Приобрести каталог можно в магазинах Музеев Московского Кремля. Цена - 2500 руб.

Адрес: Московский Кремль. Одностолпная палата Патриаршего дворца и Выставочный зал Успенской звонницы.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности .

Вечерние и повседневные наряды

от Коко Шанель или Поля Пуаре, утонченные шляпки от модных в начале прошлого века итальянских домов, изысканные ювелирные украшения и аксессуары - выставка понравится и просто любителям той эпохи, и модным экспертам.

Одежда - одно из важнейших проявлений нашего бытия, полагают - и вполне справедливо - в Институте костюма Киото. Специалисты института знают, о чем говорят: на протяжении многих лет они могли изучать предметы своей коллекции одежды, считающейся одной из крупнейших в мире. В институте собрана действительно широчайшая подборка исторических костюмов, обуви и модных аксессуаров с XVIII века до наших дней.

Так что когда стало известно о том, что в Москве открывается выставка, на которой - впервые в России! - будет показана коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи ар-деко из собрания киотского института, многие столичные модники, дизайнеры и модные эксперты отправились в Музеи Московского Кремля для детального осмотра.

Почему для экспозиции была выбрана тема ар-деко? Как рассказали нам на открытии выставки ее кураторы, Музеи Московского Кремля решили обратиться к ар-деко как удивительному художественному и социокультурному явлению XX столетия: этот стиль яркой творческой фантазии, вдохновленный европейской классикой и модернизмом, культурой древних цивилизаций, народными традициями и бурным развитием технологического прогресса, отразился на всех видах искусства в 1920–1930-е гг. и не утратил своей актуальности до сих пор.

Обращение именно к женской одежде тоже вполне объяснимо. В эпоху ар-деко социокультурная роль женщины стала более значимой, яркой и динамичной. Силуэты женских туалетов менялись, стремясь к свободным формам, дамы коротко стригли волосы, пользовались косметикой, что неминуемо отразилось на эстетике ювелирных украшений и появлении новых типов драгоценных аксессуаров. Интересно, что большая часть представленных на выставке образцов была специально отреставрирована для этого проекта и впервые покинула Японию и пределы института. Среди экспонатов - вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев, которые появляются в женском гардеробе в эпоху ар-деко под названием robe de style (стильные платья).

Завораживают и потрясающие украшения 1910-1930-х гг. ХХ века, предоставленные партнерами выставки, ювелирными домами Cartier и Van Cleef & Arpels, вместе с оригинальными эскизами и фотографиями из их архивов. Впервые одежда и украшения как единый ансамбль были представлены по инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен в павильоне «Элегантность» на выставке Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes (1925 г.) в Париже - собственно, она и дала впоследствии название стилю ар-деко.

Детали от Posta-Magazine
Выставка работает до 11 января 2017 г.
http://www.kreml.ru/

В ыставка « » в Музеях Московского Кремля продлится до 11 января 2017 года. Масштабная экспозиция — идеалы красоты, лучшие примеры моды, ювелирного искусства и графики эпохи — представлена в Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы. Мы выяснили, почему ее нельзя пропустить.

«Честно говоря, казалось, что на иллюстрациях костюмы ар-деко красивее, чем в жизни», — говорит куратор выставки Светлана Амелёхина о графике в журнале «Жарден дю мод», который впоследствии лег в основу Vogue.

Художники парижских изданий черпали вдохновение в Востоке — японские гравюры XVIII—XIX веков впечатляли не только импрессионистов. Экзотика исторически нравилась европейской публике в самые разные эпохи, и 20—30-е — самые «безумные» годы прошлого столетия — не стали исключением.

Согласиться с заявлением куратора непросто: представленные на выставке платья и кимоно из Института костюма Киото ничуть не уступают иллюстрациям. Среди кутюрных экспонатов — не только костюмы французских реформаторов Коко Шанель и Поля Пуаре, но и расшитые бисером сумочки и бонбоньерки Cartier из агата.

Об эпохе ар-деко

Термин «ар-деко» впервые использовал Ле Корбюзье как сокращение от arts décoratifs — «декоративных искусств», показанных в Париже на Международной выставке 1925 года. Расцвет стиля приходится на межвоенное время: ар-деко сменил ар-нуво. Он сочетал в себе элементы разных направлений — от классицизма до шинуазри, увлечения Востоком.

Ар-деко воплощает радость жизни и красоту послевоенного времени — Les années folles, «безумных лет», пришедших на смену голоду и нищете. Время Хемингуэя и Фицджеральда, джаза и женской эмансипации в одежде приходится именно на 20—30-е годы.

Эстетика ар-деко — это праздник, который всегда с тобой, и балы из «Великого Гэтсби » — по большому счету последний крупный буржуазный по своему характеру стиль.

«Они много путешествовали, читали, были очень образованны и пытались все увиденное претворить в жизнь, соединить и посмотреть, что из этого получится. И получались шедевры», — говорит Амелёхина.

Высокая мода

Одним из завоеваний эпохи стали платья Поля Пуаре — прямого силуэта с заниженной линией талии, так любимые флэпперами — молодыми и независимыми девушками, курящими и носящими прическу «боб».

На смену им приходят robe de style — платья с узкой талией и пышной юбкой, которые ввела в моду Жанна Ланвен.

Не столь известные сейчас сестры Калло тяготели к более линейным силуэтам и вместе с тем не лишали свои наряды богатой отделки, за что эпоха получила еще одно название — «золотые 20-е».

«Все экспонаты интересны по-своему, но я бы хотел выделить именно это платье сестер Калло, — говорит Макото Ишизеки, куратор выставки от Института костюма Киото. — Несмотря на то что их ателье было в Париже, они вдохновлялись элементами разных мировых культур. В этом платье японские цветочные мотивы с сакурой соседствуют с богатой вышивкой жемчугом, которая пришла из России. В то артистичное время для моды не было границ».

Раскопки гробницы Тутанхамона в 1922 году положили начало повальному увлечению Египтом, в том числе и в одежде, что можно проследить в платье Мадлен Вионне.

Пальто реформатора, освободившего женщин от корсетов, Поля Пуаре вдохновлены русским балетом. «Голубое пальто с крыльями напоминает Умирающего Лебедя, а вот это — Ивана-Царевича из "Жар-птицы"», — описывает их Амелёхина.

Парадное придворное платье со шлейфом. Модный дом «Ворт», Франция, 1914 / Платье домашнее. Шелковый креп, шелк хабутай, вышивка. Япония, 1900-е

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне (Vionnet) Франция, 1927 / Платье кружевное. Модный дом «Сестры Буэ» (Boué Souers), Франция, около 1923

Коктейльное платье. Модный дом «Сестры Калло» (Callot Soeurs), Франция, зима 1922

Вечернее пальто. Модельер Поль Пуаре (Paul Poiret), Франция, около 1925 / Вечернее пальто. Модельер Поль Пуаре (Paul Poiret), Франция, около 1925

Вечернее платье Chanel. Шелковый шармез, шелковый тюль, вышивка. Франция, около 1922 / Вечернее платье из серебряного ламе, вышивка серебром и бусинами. Модельер Поль Пуаре (Paul Poiret). Франция, около 1920

Платье «Сестры Буэ» (Boué Soеurs). Тафта, органди, шелковая лента, вышивка, аппликация. Франция, около 1923

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне (Vionnet). Шелковый муслин с серебряными нитями ламе, тюль, бусины. Франция, около 1922 / Шелковое платье. Модельер Мадлен Вионне (Vionnet). Шелковый шармез, шелк хабутай, аппликация. Франция, около 1922

Вечернее платье Chanel. Шелковый шармез, шифон, тюль. Франция, около 1929 /Шаль Coudurier-Fructus-Descher. Узoрный шелк с золотыми и серебряными нитями ламе, шелковая бахрома. Лион, Франция, около 1925

Всего на выставке представлены более ста предметов, среди которых — вечерние платья и верхняя одежда, все — экспонаты Института костюма Киото. Он же во многом обязан своим созданием ретроспективе ар-деко в Нью-Йорке в 1973-м, которой в свое время вдохновился молодой Ямамото , уговорив будущего директора музея привезти выставку в Музей современного искусства в Киото. Спустя три года был открыт и Институт костюма Киото.

«Наша миссия — изучение западной моды, которая является источником вдохновения для моды современной. Поэтому в коллекции музея более 12 000 костюмов от XVII века и по нынешнюю эпоху, в том числе экземпляры от таких домов, как Chanel , Christian Dior , Louis Vuitton , более тысячи предметов Comme des Garçons , которые передала музею Рей Кавакубо », — говорит Макото Ишизеки, куратор выставки от Института костюма Киото.

Аксессуары и ювелирные украшения

Изменения во внешнем виде женщины повлекли за собой и появление новых аксессуаров — бонбоньерок и бандо для мальчишеских причесок. Менялась и обувь, дизайнеры начали использовать новые технологии.

«Это все новые материалы: целлулоид, стразы, металлические бусины. К разговору о палитре и диапазоне, который вобрал в себя ар-деко: мы все здесь видим — одни больше ассоциируются с классикой, другие — с восточными мотивами, с аллюзиями на японское искусство», — рассказывает куратор ювелирной части Лариса Пeшехонова о накладных каблуках для дамских туфель.


Еще одно новое завоевание эпохи — плоские бандо, инкрустированные бриллиантами, которые приходят на смену более традиционным диадемам. Впечатляет и колье-воротник Van Cleef & Arpels , раньше принадлежавшее египетской принцессе Фаизе, дочери египетского короля Фуада I. Несколько лет назад оно ушло с аукциона Christie"s за $ 4,2 млн.

«Это выдающееся колье — один из самых выразительных экспонатов ювелирной части экспозиции выставки и прекрасный образец модернистской эстетики стиля ар-деко. В нем использованы бриллианты самых разнообразных огранок, что создает потрясающую игру света и эффект радуги, а также 10 колумбийских изумрудов весом 165 карат. Это примечательный образец стиля белого ар-деко в ювелирном искусстве», — рассказывает Пешехонова.

Эпоха также вводит моду и на жемчуг, в том числе искусственный. Компании Cartier и Van Cleef использовали только натуральный жемчуг, но были и исключения. Самая занимательная история связана с именем великого модельерa Эльзы Скиапарелли .

Pассказывает куратор Лариса Пешехонова: «Скиапарелли принесла культивированный жемчуг в компанию Cartier, которая никогда не создавала украшения из таких материалов. Но известный модельер заказала браслет — и получилась роскошная вещь. Фермуар браслета как абстрактная скульптура, вырезанная из оникса. Тут также бриллианты разных форм, а багеты стоят ступеньками. Как это эффектно, по-модернистски выглядит, и в то же время это строгая классика. Какие бы геометрические абстрактные произведения ни создавались в компании Cartier, они все время классические, рафинированные, потому что Луи Картье был поклонником классики».

Колье-воротник Van Cleef & Arpels. Платина, изумруды, бриллианты. Париж, 1929. Коллекция Van Cleef & Arpels / Серьги «Кисточки» Van Cleef & Arpels. Платина, изумруды, бриллианты. Париж, 1923

Пудреница-конверт Van Cleef & Arpels. Желтое золото, черная эмаль. Париж, около 1922

Браслет (выполнен по специальному заказу). Cartier Париж, 1935 Платина, белое золото, резной оникс, бриллианты классической огранки и огранки «багет», культивированный жемчуг; застежка из оникса Коллекция Cartier

Часы- брошь «Ар-деко» Van Cleef & Arpels. Платина, бриллианты, сапфиры, оникс, черная эмаль. Париж, 1924 / Брошь в египетском стиле Van Cleef & Arpels. Платина, бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины, черная эмаль. Париж, 1924

Бандо Cartier. Платина, круглые бриллианты старой огранки, алмазы огранки «роза», оправа с отделкой «гризант». Париж, 1920

Несессер «Голубой экспресс» Van Cleef & Arpels. Платина, изумруды, сапфиры, бриллианты. Париж, около 1931. Коллекция Van Cleef & Arpels

Пудреница-конверт Van Cleef & Arpels. Желтое золото, бриллианты, черная эмаль. Париж, 1923 / Несессер «Китайская ваза» Cartier, Париж, 1927. Золото, платина, оникс, изумруды, сапфиры, коралл, бриллианты, алмазы огранки «роза», эмаль. Коллекция Cartier

Несессер «Миллефиори» Van Cleef & Arpels. Белое и желтое золото, платина, красная, зеленая и черная эмаль, красная яшма, алмазы, бриллианты. Париж, 1928

Бандо Cartier, Нью-Йорк, 1924. Платина, природный жемчуг, круглые бриллианты старой огранки, два грушевидных бриллианта. Коллекция Cartier

Графика

Мир aр-деко сложно представить без журналов и газет эпохи — иллюстрации к Gazette du bon ton, Feuilles d"art и Robes et femmes сегодня являются музейными экспонатами. Иногда журналы и вовсе принадлежали кутюрье, как «Жарден дю мод» Поля Пуаре и его издателя Люсьена Вожеля.

Иллюстрация «Август 1914» Жорж Лепап. Modes et Manières d"Aujourd"hui. Париж, 1914 / Иллюстрация «Прощание». Modes et manières d’aujourd’hui 1914–1919. Париж, 1921. Жорж Лепап

Иллюстрация «Суд Париса». Falbalas et fanfreluches - Almanach des modes présentes, passées et futures pour 1924. Париж, 1924. Жорж Барбье / Иллюстрация «Оставьте меня одну!». Feuillets d’art, 1919, No.2 Париж, 1919. Жорж Барбье

Иллюстрация «Пролог, или Комедия в замке». La Gazette du bon ton: arts, modes & frivolités, Juillet 1920, No.6 Париж, 1920, Пьер Бриссо / Иллюстрация «Что ты будешь делать! Вечернее платье от Ворта». La Gazette du bon ton: arts, modes & frivolités, Juille

Ар-деко — эпоха, расцвет которой был почти столетие назад, но мы не перестаем ей вдохновляться. «Специалисты по истории костюма и моды до сих пор утверждали, что мода возвращается примерно каждые 70 лет, как и интерес к костюму. Это действительно так, это очевидно для нас всех, но мне кажется, все-таки этот период — не 70, а 100 лет. Потому что костюмы, которые мы сейчас выставляем, по моему мнению, чрезвычайно актуальны для настоящего времени. Практически каждый из них любая модная дама надела бы с огромным удовольствием или попросила бы у своих портних его повторить», — говорит Светлана Амелёхина.


Выставка открыта для посещения с 10:00 до 17:00 ежедневно, кроме четверга. Подробности и билеты — на сайте выставки по ссылке .