Домой / Мода / Кто много читает, тот много знает, или как привить любовь к чтению детям. Кто много читает тот много знает Кто много читает тот в жизни знает

Кто много читает, тот много знает, или как привить любовь к чтению детям. Кто много читает тот много знает Кто много читает тот в жизни знает

Классный час

КТО МНОГО ЧИТАЕТ,

ТОТ МНОГО ЗНАЕТ!

4 класс

Подготовила:

учитель начальных классов

ГКОУ «Лемешкинская

школа – интернат»

Щербина Л.А.


Цель : побудить интерес к книге(чтению), способствовать формированию читательской активности.

Задачи:

Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать бережное отношение к книгам;

Формировать навык добывания нужной информации из книг;

Обогатить словарный запас, развивать речь.

Оборудование: интерактивная доска, презентации("История книги"), выставка книг-произведений детских авторов.


Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (С. Михалков)

Сергей Владимирович Михалков


КТО МНОГО ЧИТАЕТ,

ТОТ МНОГО ЗНАЕТ!


СЛОВАРИК

Прокуратура – это орган власти для надзора за соблюдением законов и привлечения к суду нарушителей законов.


СЛОВАРИК

Обвиняемые – это люди, в отношении которых ведётся уголовное преследование.

Обвинитель – это лицо, поддерживающее обвинение перед судебными органами.


Свидетель – это человек у которого есть сведения об обстоятельствах дела и вызванный для дачи показаний.


Присяжные заседатели – это люди, которых привлекают на определённое время для участия в разбирательстве судебных дел.


ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

  • Меня зовут…
  • Я учусь в …
  • В свободное время я люблю заниматься

  • Сколько окон в библиотеке?
  • Сколько компьютеров в библиотеке?
  • На каком этаже находится библиотека?
  • Можно ли бегать в библиотеку

на уроках?

  • Сколько дней можно держать библиотечную книгу дома?

БЛИЦ ОПРОС

(Нет)


  • Как зовут библиотекаря

нашей школы?

  • С какими словами нужно

входить в библиотеку?

  • Сколько книг в школьной библиотеке?

(Татьяна Алексеевна)

(Здравствуйте…)

(Много)


Следственный эксперимент это следственное действие, имеющее значение для дела.


Печатные книги возникли не сразу,

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг

И, глядишь, уже дряхлый старик.


И вот, наконец, наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступною книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.

Машина умнела, умнела, а ныне

Доверили книгу великой машине,

Чтоб мы получили книгу, над ней

Поработало очень много людей.


У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Книга – друг твой и товарищ,

Мы берём ее везде,

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде.

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!


Список литературы

  • Журналы «Начальная школа» ИД «Первое сентября», 2008 г. №3, 6; 2010 г. №15.
  • Илларионов Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.
  • Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. и др. Внеклассные мероприятия. 4-й класс. – М.: ВАКО, 2007.
  • http://zanimatika.narod.ru/DetKniga.htm
  • http://zanimatika.narod.ru/DetKniga3.htm
  • http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_knigu.html

Картинки с интернет ресурса:

  • http://www.m-rnagiev.ru/talks/article510-8.htm
  • http://zanimatika.narod.ru/DetKniga6.htm
  • http://trava-tiamat.ucoz.ru/news/

Занятие по внеурочной деятельности. Мероприятие напрвлено на развитие внимания, памяти, устной речи, воспитание бережного отношения к ниге, развитие интереса к литературным произведениям. Материал содержит работу с пословицами, конкурсные задания, весёлые задачки, которые помогают выявить самого читающего ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. "Кто много читает - тот много знает"

Цель:

Повторение изученных произведений.

Задачи:

Развивать устную речь, внимание, память;

Воспитывать интерес к литературным произведениям;

Прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Повернулись, улыбнулись,

Подтянулись, ровно встали,

Ручки все свои подняли,

А теперь их опустили

И места свои заняли.

  1. Подготовка к восприятию.
  1. Загадка.

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

  1. Чтение стихотворения.

МОЙ ДРУГ

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Н. Найденова

2. Рассказ учителя.

Кому?

Типография - книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом - краски, в каждом цехе - машины. Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь - сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.

Вот такой путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу. Но к сожалению, не все берегут книги.

Послушайте разговор двух книг.

Две книжки.

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки? -

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом,

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Твои мне не знакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на мои листочки,

Про кляксы я молчу, -

О них и говорить то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе…

Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете относиться к книгам.

Сегодня мы с вами поговорим о книгах и наш девиз сегодня будет «Кто много читает, тот много знает». Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.

III.Конкурсная программа.

(Ребята набирают жетоны, а в конце занятия, называется победитель)

1.Игра «Отгадай загадку. Назови имя героя. »

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

(«Золушка». Ш. Перро.)

2) С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

3) Появилась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка

Чуть побольше ноготка.

4) Кто - то за кого - то

Ухватился крепко:

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

Названье этой сказки…

Но не знает девочка,

Что опасность её ждёт.

За кустами светится

Пара злющих глаз,

Девочке сейчас.

7) В этой книжке именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил,

Но коварному злодею

Кто - то голову срубил.

  1. Ответь на вопросы

1)Назовите этот предмет. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. Что это за предмет и какого героя можно убить?(Игла, Кощей Бессмертный)

2). В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (В сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)

3). Из какой сказки эти слова?

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые -

Все скорлупки золотые.

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

4). Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению».)

  1. Сказочные задачки

Посадила мама в печь

Пироги с капустой.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок.

Да ещё из печки пять

Маме нужно вынимать.

Если можешь, помоги

Сосчитай-ка пироги. (9 штук)

В снег упал Сережа,

Зина и Антоша,

А за ними Лена,

Катенька и Гена,

А потом ещё Игнат.

Сколько на снегу ребят? (7).

5. Конкурс: «Пословицы»

(Ребятам нужно собрать пословицы. Кто больше соберёт.)

Итог занятия.

Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.

Спасибо вам ребята за участие. Вы сегодня очень достойно соревновались. Я, надеюсь, что вы ещё больше будете читать, и всех будете учить как обращаться с книгой…..

До новых встреч!

КНИГА - ТВОЙ ДРУГ, БЕРЕГИ ЕЕ

Цели: повторить изученные произведения, воспитывать интерес к литературным произведениям, прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам, развивать устную речь, внимание, память.

Ход классного часа

1. Чтение стихотворений. Загадки по теме .

Учитель. Угадайте: Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Назовите ваши любимые книги.

Учитель читает стихотворение:

МОЙ ДРУГ

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем,

И наш разговор потихоньку ведем…

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенья планет -

С тобой ничего непонятного нет,

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

Н. Найденова

2. Рассказ учителя с использованием иллюстраций.

Все эти книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушки сосны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами - тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется, будто вся река загружена лесами. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Сильные, храбрые, умелые люди. Они подплывают к лесному затору в моторных лодках и длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся бревна. И вот стволы вновь продолжают свой путь по глубокой широкой дороге. Голубая дорога приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше - варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

А как же из рулонов книгу надо сделать?

Книгу надо писать. Кто будет писать книгу?

Писатели должны много знать, чтобы писать интересную книгу. А чтобы книжка была очень красочной, необходимо поработать еще профессионалам.

Кому?

Давным-давно, в прежние времена книга писалась от руки. Была редкостью и ценилась очень дорого. Так люди задумались: «Ведь книгу хотят прочесть многие. Как помочь размножить книгу?»

Теперь книгу не переписывают от руки, а печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.

Типография - книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом - краски, в каждом цехе - машины. Тепербь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь - сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.

Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.

Вот такой путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще больше полюбите читать, еще бережнее относиться к книгам.

Ребята, какие же мы примем решения о книге.

Ученики: Бережно относиться к книгам, не рвать, не трепать.

Активно участвовать в трудовой операции «Живи книга».

Ты друг мой верный, книга,

Ты, книга, помогаешь

Учиться, строить, жить.

Зовешь любить Отчизну,

Хорошим другом быть.

Учитель: Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.

Книга - твой друг. Береги её.

Цели: повторить изученные произведения; воспитывать интерес к литературным произведениям; прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам; развивать устную речь, внимание, память.

Учитель. Угадайте.

Кто, молча учит,

Без языка, а обо всём говорит?

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

Ученики. Книга (хором).

Учитель. Правильно!

Книгу, всем понятную,

Умную, занятную,

Мальчики и девочки -

Ребята, давайте послушаем, о чём говорят книги на полке.

Инсценирование басни «Две книжки».

Ведущий. Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

1 ученик. Ну, как твои делишки?

Ведущий. Одна спросила у другой.

2 ученик. Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей.

Тогда летать мне в облака!

А у тебя целы бока?

1 ученик. Твои мне не знакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри - ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу, -

О их и говорить - то неприлично…

Зато и я его учу-

Не как - нибудь, а на «отлично».

2 ученик. Ну, мой на тройках едет еле - еле

И даже двойку получил на той неделе.

Ведущий. Найдёшь ты храбрости пример

В хорошей умной книжке,

Увидишь всю Россию,

Всю Землю с этой вышки

В дорогу взять не позабудь

Ключей надёжных связку.

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Какие правила мы должны выполнять при работе с книгой?

(Ответы детей).

КВН о сказках.

1 конкурс: «Приветствие».

Учащиеся делятся на 3 команды. В каждой команде выбирается капитан.

Каждая команда придумывает себе название и рисуют эмблему.

1 команда - «Муха - цокотуха».

2 команда - «Колобок».

3 команда - «Лиса Патрикеевна».

2 конкурс: «Пословицы»

Команды по очереди называют пословицы о книгах. Кто называет больше пословиц, тот побеждает.

Хорошая книга - лучший друг.

Кто много читает, тот много знает.

Прочёл новую книгу - встретился с другом.

С книгой жить - век не тужить.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга - твой друг, без неё, как без рук.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Книга - окно в мир, почаще заглядывай в неё.

Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде.

Книгу читаешь - как на крыльях летаешь.

Итоги подводит жюри.

3 конкурс: «Хорошо ли ты знаешь сказки?»

Учитель показывает иллюстрации из сказок, команды по очереди определяют, откуда они взяты.

Итоги подводит жюри.

Задание болельщикам.

Кто громче крикнет заклинание старика Хоттабыча?

4 конкурс: «Музыкальный»

Команды выбирают задание, где написано, какую песню они должны исполнить.

Задания:

1) Какую песню пел братец Иванушка сестрице Алёнушке?

2)Какую песню пел Колобок?

3) Что пела коза своим семерым козлятам?

Итоги подводит жюри.

Задания болельщикам. Кто отправил эти телеграммы?

1) «От бабушки ушёл, от дедушки ушёл. Скоро буду у вас».

2) «Спасите, нас съел серый волк».

3) «Простое яичко уже снесла».

4) «Живу без всякой славы средь зелёныя дубравы у семи богатырей».

5 конкурс: «Горит Кошкин дом».

От каждой команды приглашается по одному «пожарному».

Ставятся 3 стула на расстоянии друг от друга. На спинку стульев накинуты пиджаки, вывернутые наизнанку. По сигналу учителя «Пожар!» «пожарные»

Бегут к стульям, выворачивают рукава пиджаков, надевают пиджаки на себя, застёгивают пуговицы, садятся на стул. Побеждает тот, кто первым выполнит все условия конкурса.

Итоги подводит жюри.

Учитель. А сейчас, ребята, я буду называть отрывки из ваших любимых книг, а вы будете отгадывать.

Из каких книг эти отрывки? Назовите автора и название книги.

1) Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года. (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2) Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит. (К.Чуковский. «Айболит».)

3) Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы,

В далёкие страны!

Котик - братик,

Отними меня.

(Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)

4) В синем море звёзды блещут,

В синем море волны плещут.

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

(А.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)

5) Сказка ложь - да в ней намёк, добрым молодцам урок.

(А.Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

6) Ох, нелёгкая это работа -

Из болота тащить бегемота.

(К.Чуковский. «Телефон».)

7) Ты один не умывался

И грязнулею остался.

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

(К.Чуковский. «Мойдодыр».)

8) Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та - ра - канн!

(К.Чуковский. «Тараканище».)

9) Уж серый волк с царевной и Иваном Царевичем был далеко.

(В.Жуковский. «Иван Царевич и серый волк».)

Итоги подводит жюри.

Задание болельщикам. Кто больше назовёт сказок, где говорилось бы о Волке и Лисе?

7 конкурс: «Сказки А.С.Пушкина» (конкурс капитанов).

Учитель. Какой поэт написал сказки в стихах и названия всех начинаются словом «сказка»?

Капитаны. А.С.Пушкин.

Учитель. Кто больше назовёт сказок А.С.Пушкина, тот и победит.

Ответы. А.Пушкин. «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о медведихе».

Итоги всей игры подводит жюри.

Пока жюри совещается, с учащимися проводится игра «Отгадай загадку».

1) Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

(«Золушка». Ш. Перро.)

2) С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

(«Золотой ключик, или Приключения Буратино». А Толстой.)

3) Появилась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка

Чуть побольше ноготка.

(«Дюймовочка». Г. - Х. Андерсен.)

4) Кто - то за кого - то

Ухватился крепко:

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

(«Репка». Русская народная сказка.)

5) Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь

Названье этой сказки…

(«Маша и медведь». Русская народная сказка.)

6) Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка,

Что опасность её ждёт.

За кустами светится

Пара злющих глаз,

Кто - то страшный встретится

Девочке сейчас.

(«Красная Шапочка». Ш. Перро.)

7) В этой книжке именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил,

Но коварному злодею

Кто - то голову срубил.

(«Муха - цокотуха». К. Чуковский.)

Жюри объявляет итоги соревнований. Победителей награждают


КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

Класс : 5
Тема: «Чтение – путь к успеху»
Цель : развивать правильную речь, внимание, мышление, терпеливость; формирование у обучающихся потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании; воспитывать доброжелательность, способствовать расширению кругозора детей.
Задачи:
- пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности;
- активное вовлечение обучающихся в культурно- просветительскую деятельность общеобразовательных организаций;
- подготовка молодого читателя к индивидуальной читательской
деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в досуговом и самообразовательном чтении.
Оборудование : доска украшенная поздравлениями к 1 сентябрю и к году чтения, разрезанные пословицы, высказывания мудрецов о книгах и чтению, иллюстрации к истории создания книги, изображения сказочных героев. 1. Организация начала занятия
2. Сообщения темы и цели занятия
- Ребята, отгадайте загадки:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
- Молодцы! Мы сегодня поговорим о книгах и о том, почему чтение – путь к успеху. Вы узнаете, когда и почему появилась первая книга и какой она была раньше, узнаете, как нужно обращаться с книгой, чтобы сохранить.
- А вы любите читать книги? (Ответы учеников).
2.1. Викторина «Кто много читает, тот много знает»
- Проведем викторину «Кто много читает, тот много знает», которая покажет ваши знания по литературным произведениям.
1. У кого из сказочных персонажей есть пропеллер на спине? (У Карлсона)
2. В какой сказке посуда убежала от хозяйки? («Федорино горе»).
3. У кого в голове одни опилки? (Винни-Пух).
4. Автор сказок «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др. (Пушкин).
5. Добрый доктор из сказки К.Чуковского? (Айболит).
6. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд).
7. Автор сказок «Дюймовочка», «Русалочка», «Принцесса на горошине». (Г.-Х. Андерсен).
8.Человечек деревянный, на земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино).

3. Основная часть

3.1. Рассказ с беседой «История создания книги»
- Давным-давно, в такие стародавние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели ни читать, ни писать. Но даже тогда они умели складывать сказки. Человеческая память не совершенна, а людям хотелось, чтобы их произведения и знания дошли до потомков. И они придумали буквы, правда, первые буквы были похожи на рисунки, но это неважно. Если первые буквы были так необычны, то, как выглядела первая книга? А была она каменной.
- Книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик. В древней Месопотамии появилась первая глиняная книга. Похожа она была на наш современный кирпич. На плитках из мягкой глины выдавливали особые значки острой палочкой. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Один кирпич – одна страничка.
- Из табличек составлялись книги, и даже целые библиотеки. Так книги дошли до наших дней. В одном древнем государстве жил некогда царь. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались... только книги!
- В стране пирамид появились книги из папируса. Папирус – речной тростник с высоким, до 5 метров, толстым стволом. Этот ствол разрезали на полосы и высушивали. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка, обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали и хранили в особом футляре.
В Древней Греции появилась книга из пергамента. И надо сказать, что она была уже похожа на нашу с вами современную книгу.

В древнем городе Пергам, откуда и пошло название материала, пергамент выделывали из шкур животных. На изготовление одной такой книги уходило целое стадо баранов. Писали эту книгу от руки несколько лет. Были они очень дорогие.
- Древний Китай подарил миру множество изобретений, в том числе и бумагу. Считается, что изобрёл бумагу китайский учёный по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот материал сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранились китайцами почти пять столетий.
- В Древней Руси писали на берёзовой коре – бересте. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили оно дорого.
- В 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров.
- В наши дни, наряду с новыми книжными новинками появилась электронная книга. С книжными новинками вы можете познакомиться в библиотеке.
- Сегодня вы узнали, какой долгий путь прошла книга от древности до наших дней. Сколько труда и времени потребовалось людям, чтобы книга стала такой, какой мы с вами привыкли её видеть. Поэтому, давайте будем беречь наши книги и учебники.
- Узнали что-то новое? Было интересно? Что запомнили?
- Вспомните, какими материалами для письма пользовались люди до изобретения бумаги?
- Какими были первые книги?
- Кто на Руси напечатал первую книгу?
- Какой вывод сделаем из всего увиденного и услышанного?
3.2. Работа с пословицами
- «Всем хорошим во мне я обязан книгам», - писал А.М.Горький. С самого детства жизнь человека неразрывно связана с книгой. Величайшим счастьем для ребёнка является встреча в детстве с книгами. Сначала это волшебный мир сказок. Сказки учат человека быть человечными. Они заставляют огорчаться из-за чужого несчастья, радоваться радостям другого, переживать за героев сказки.
- Но не только сказки учат человека добру и справедливости. Нет такой области в жизни и деятельности человека, которая не была бы связана с книгой. Одни книги учат добру, другие – любви к природе, третьи хранят и передают человеческие знания. Книги – добрые учителя человека. Любая книга может помочь человеку в трудную минуту. Помочь советом, ответить на любой вопрос.
- Русская народная пословица говорит: « Кто много читает, тот много знает». Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, её просторах, о её лучших людях и их труде, о научных открытиях.
- Что нового вы узнали за последнее время?
- Откуда вы это узнали?
- В последнее время издаётся огромное количество книг, газет, журналов.
- Каждый может выбрать любую интересующую его литературу. Что больше всего вы любите читать?
- Чем привлекает вас эта тема?
- Другая пословица говорит, что «Книга – наш помощник в труде». Рабочий читает книги о станках, чтобы лучше ими управлять, колхозник, о том, что надо сделать, чтобы вырастить богатый урожай, врач, о том, как лучше лечить людей, чтобы они меньше болели, учитель, о том, как лучше учить и воспитывать детей. Каждый человек постоянно находится в поиске новых знаний, а где их можно получить?
- Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. Мы бережно должны относиться к книге.
- Какие правила вы можете назвать по бережному отношению к книгам? (не трогать грязными руками, не писать на книге ни ручкой, ни карандашом, пользоваться закладкой)
3.3.Собери пословицу.
- Люди очень бережно относились к книгам. Веками собиралась народная мудрость и выражалась в пословицах.
Команды собирают пословицы из двух частей.
- С книгой жить – век не тужить.
- С книгой поведёшься, ума наберёшься.
- Хорошая книга – лучший друг.
- Чтенье – лучшее ученье.
- Книга – твой друг, без неё как без рук.
3.4. Работа над загадками «Узнай сказочного героя»
3.5. Работа над притчей
Притча «Зачем читать книги»
Спросил у мудреца человек:
-Зачем ты читаешь книги, ведь ты уже и так мудр?
На что мудрец ответил встречным вопросом:
-А зачем ты ел сегодня, ты же ел вчера?
Человек, подумав, сказал:
-Чтобы поддерживать жизнь в теле, я ем, чтобы не умереть.
Мудрец сказал:
-Да. Вот и я, читая книги, поддерживаю жизнь своего духа, питая его мудростями. Чтобы дух мой не умер…
Беседа
- Чему учит нас эта притча?
- Почему мудрец ответил встречным вопросом?
- Как вы думаете, что означают слова «поддерживать жизнь своего духа»?
3.6. Работа с высказываниями мудрецов
- Давайте обсудим высказывания мудрецов о книгах и о чтение книг.
Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми времен прошедших (авторами этих книг), и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои думы.
Рене Декарт,французский философ,(1596-1650)
Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.
Монтескье-французский писатель, правовед и философ (1689-1755)
Книги - лучшие друзья. К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни. Они никогда не изменят.
Альфонс Додэ, французский писатель (1840-1897)
Чтение - вот лучшее учение!
Александр Пушкин, русский поэт, (1799-1837)
Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг.
Михаил Ломоносов, российский ученый, поэт, основатель Московского университета, (1711-1765).
Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!
Константин Паустовский, русский писатель (1892-1968)
Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
Александр Блок, русский поэт (1880-1921)
Без книги, как без воздуха, человек жить не может.
Сергей Королев, советский учёный (1907-1966)
4. Итог занятия
- Скольких писателей мы с вами сегодня вспомнили! У каждого из вас наверняка есть свой любимый писатель. А может быть и не один. А откуда мы о них узнали? (Ответы детей)
- Ребята, мне хочется попросить вас ответить на вопрос: что лично для вас дает чтение книг?
- Выслушав ваши ответы, хочу привести слова высказывания Самюэля Смайлса: «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает» Согласны ли вы с его мнением?
- Сегодня, когда вы берёте в руки книгу, прекрасно оформленную, не забывайте, сколько людей над ней работало: это писатели, художники, издатели, редакторы, печатники. Вспомните, какой непростой путь длинною в пять тысяч лет прошла книга, чтобы стать такой, какой вы её сейчас видите.
Ребята, цените труд людей, которые создают для вас такое сокровище.
- Закончим классный час словами одного из самых любимых детских писателей С.Я.Маршака.
“Книги могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас сердце забьется сильнее, с их страниц прозвучат интересные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть и на всю жизнь. Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звёздах и планетах, о растениях и животных. Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга”

Чулкова Лариса Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Старополтавская СОШ»

Цель:

  • воспитывать интерес к литературным произведениям;
  • способствовать пониманию того, что книга источник знаний;
  • прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам;
  • развитие первоначальных навыков коллективной работы;
  • содействовать созданию благоприятной психологической обстановки в классе
  • развивать устную речь, внимание, память.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint

Ход классного часа

Наш праздник я хочу начать с загадки: «Без языка, а обо всем рассказывает, без головы, а все знает, без ног, а везде бывает». Это …. Книга.

Чему первым делом
Научится кошка?
- Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
- Летать!

Чему первым делом
Научится школьник?
- Читать!
(В. Берестов)

Послушайте песню «Читайка» (слайд 2)

  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книга – наш помощник в труде.
  • Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
  • Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.

Мы сегодня с вами тоже напишем и прочтём книгу нашей встречи. Первая страница нашей книги «Мудрость народная». (слайд 3 — 5)

Задание: Закончить пословицу

С книгой поведешься - ума наберешься.

Книга мала, а ума придала

Одна книга тысячу людей учит.

Книга.

Книга – учитель, книга — наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.

Книга — нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.

Ведущий: Следующая страница нашей книги: «Библиотечная» (Слайд 6)

Ученики читают стихи.

Дом книг О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(С. Михалков)

Дорога в библиотеку

Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.
(Т. Бокова)

Будем с книгой дружить!

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.
(Т. Блажнова)

Книжная страна

Хожу в библиотеку
Я книги почитать.
Любимей дела нету!
Люблю я помечтать…
И оказаться в сказке,
В таинственном лесу.
Увидеть волка, зайца
И рыжую лесу.
А прочитав всю книжку,
Подумать головой –
Какой герой хороший,
Какой из них плохой.
Она всегда подскажет,
Где как себя вести,
Поможет и расскажет
Как друга нам найти.
И что-то в этой жизни
Начнём мы понимать,
Любить родную землю

И слабых защищать.

Ведущий: Блицопрос «Наша библиотека». Можно отвечать хором.

  1. На каком этаже находится школьная библиотека? (1)
  1. Сколько окон в нашей библиотеке? (5)
  1. Сколько компьютеров в нашей библиотеке? (2)
  1. В котором часу начинает работу библиотека? (9 ч)
  1. Можно ли бегать в библиотеку на уроке? (нет)
  1. Сколько дней можно держать библиотечную книгу дома?(10 дней)
  1. Как зовут библиотекаря нашей школы? (Любовь Владимировна)
  1. С какими словами надо входить в библиотеку? (Здравствуйте)
  1. Сколько книг в школьной библиотеке? (Много)

Ведущий: Вы правильно отвечали на вопросы. А сейчас пора отдохнуть и заняться зарядкой на странице «Физкультурная» (Слайд 7,8)

Станция историческая.

Ребята, а как создаются книги?
Печатают на станках в типографии.
— А кто самым первым начинает работу над тем, чтобы у нас на столе появилась книга?
Поэты, писатели должны сочинять произведения (стихи, поэмы, рассказы, сказки, романы и т.д.). Потом рукопись писателя попадает в издательство. Это такое учреждение, где издают книги. Здесь рукопись читают редакторы и потом отправляют в типографию. Затем работники этой типографии печатают сочинения и оформляют в форме книги. Их отправляют в магазины, после этого книга появляется у нас на столе.
— А на чём печатают книги? (слайд)
— На бумаге.
— Как получают бумагу, из чего?
Сначала из дерева получают бумагу, режут на листы. В химических заводах получают краску и чернила для написания книги. Затем работники типографии печатают книгу, художник делает к ней рисунки.
— Кто же работает над книгой?
Писатели, редактор, художник, работники типографии.

Книжкины секреты (Л. Гусельникова)

Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.
В каждой книжке - свой секрет,
И ненужных книжек нет.

Если быстрый самолет
В небо устремился,
Знает свой секрет пилот.
Он ему учился.

Если мама на обед
Варит щи и кашу,
У нее есть свой секрет,
Тоже очень важный.

Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки:
В каждой книжке - свой секрет!

Все читайте книжки!
Ведущий: А какой секрет хранят сказки, как вы думаете? (Детей надо подвести к выводу, что добро сильней, чем зло, вместе легче справиться с несправедливостью и т.д)

Ведущий: Книги могут стать хорошим собеседником. Их жизнь зависит от того, как мы будем их беречь.

Две книжки.

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
— Ну, как твои делишки? –
Одна спросила у другой.
— Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, —
О них и говорить то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
— Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе…

Дети: Да.

Ведущий : Что вам больше всего нравится в сказках?

(ответы детей)

Ведущий: Вы назвали много причин для того, чтобы читать сказки. А я вам предлагаю угадать названия волшебных предметов, которые встречаются в сказках. Страница «Волшебные предметы » (Слайд 10)

Страница кроссвордная.

  1. В ней живут книги
  1. Отправляют человеку, который живёт в другом городе (2 гориз)
  1. Книга, по которой учатся читать (3 гориз)
  1. В ней живут книги (3 вертик)
  1. Бабушки и дедушки пользуются ими, чтобы лучше видеть (4 гориз)
  1. Чем писали люди, когда не было ручек? (2 вертик)
  1. Из неё узнают утренние новости (5 вертик)
  1. Папа Карло подарил её Буратино (6 гориз)
  1. Она нужна для того, чтобы не забыть, на какой странице ты читаешь книгу(7 верт)

10. из неё можно узнать, какой фильм идёт в кинотеатре.(8 гориз)

11. что такое «крестословица»? (10 гориз)

Ответы: по горизонтали: 2. Письмо, 3. Букварь, 4. Очки, 6. Азбука, 8. Афиша,

10. Кроссворд.

По вертикали: 1. Полка, 2. Перо, 3. Библиотека, 5. Газета, 7. Закладка.

Подведение итогов. Итак, о чем же мы с вами сегодня беседовали?

Мой друг.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.

И закончить наш классный час хочется закончить словами первого космонавта планеты Ю.Гагарина: «Чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнее, образованнее он станет!»

Во все времена знающие люди понимали (так происходит и в настоящее время), что кто много читает, тот знает много... И это невероятно полезно для работы мозга - сам процесс способствует развитию внимательности и умения концентрироваться.

А еще чтение полезно для познания чего-то нового и важного для жизни, для творческого труда, а также всего, связанного с профессиональной деятельностью.

как всегда проницательна…

Давным-давно была придумана и сложена народом такая четко и просто говорящая, прекрасно свидетельствующая о важности и полезности чтения для любого человека. И для ребенка, и для подростка, и для взрослого! А звучит она так: «Кто много читает - тот много знает». Пословица, сложенная народом поистине мудра. Потому что нет ничего ценнее знания - настоящего, живого, порою даже жизнь спасающего и от всяких проблем оберегающего…

Как раньше, так и сейчас, чтение является драгоценной привычкой человека. И очень жаль, что таковой обладают далеко не все люди - возможно треть, в лучшем случае половина жителей земного шара. Но ведь только тот много знает, кто много читает.

Знание - свет

Исследователями и психологами, изучающими жизни отдельно взятого человека, круга людей, даже поколения и нации, в целом, хорошо отмечено, что многие проблемы порождены именно отсутствием знания.

Как не звучит, но многие семьи распадаются не из-за того, что «любовь ушла» или «не сошлись характерами». Происходит это чаще от того, что мужчина и женщина просто не знают особенностей характеров противоположного пола и не учитывают исходящих из этого потребностей своего партнера. И, как следствие, не знают, не умеют правильно выстроить отношения друг с другом. Наладить контакт им сложно. А ведь об этом так много информации! Кто много читает, тот много знает...

Вечная тема...

То же обстоит и в отношениях родителей и детей. Просто есть сознательные родители, которые читают литературу по психологии и детскому воспитанию, то есть подходят к процессу воспитания нового человека серьезно и ответственно. А есть те, которые сваливают всю ответственность на самих детей (мол, «такой характер», «что с него взять» и т. д.) или даже на правительство (нет финансов развивать и обучать ребенка).

Выходит полный абсурд. А ведь все просто и достаточно дешево: возьмите в библиотеке соответствующую литературу и просто изучите ее внимательно. Вариантов - море.

А потому хочется снова напомнить: кто много читает, тот много знает, широко мыслит и никогда не скучает! И его внутренний мир намного богаче, чем у того, кто отказывается развить в себе привычку к чтению.