Домой / Волосы / Польза прогресса. О "пользе" и "вреде" "прогресса"

Польза прогресса. О "пользе" и "вреде" "прогресса"

В одном из хадисов сообщается, что Всевышний говорит: «В конце времён Я распространю знания так, что ими будут обладать женщина и мужчина, взрослый и младенец ».

Этот хадис сообщает о тех возможностях, которые человечество обрело сегодня в связи с научно-техническим процессом. Массовое распространение знаний началось с изобретением печатного станка, появление радио и телевидения сделали их еще более доступными, а благодаря Интернету любой человек, вне зависимости от местонахождения, одним кликом мышки может получить исчерпывающую информацию о любом интересующем его вопросе.

Поистине фантастические возможности, о которых предыдущие поколения даже мечтать не могли, доступны сегодня людям. Но вместе с тем, как мало тех, кто использует этот дар Всевышнего ради того, чтобы обрести Его довольство.

Всего несколько лет назад, чтобы найти интересующую нас информацию, приходилось обходить библиотеки или книжные магазины, в которых даже после многодневных поисков могли ничего не найти. Так обстояло дело в мегаполисах. А для жителей небольших городов задача ещё более усложнялась.

Сегодня, живя даже в деревне, можно путешествовать по виртуальным библиотекам, в которых собраны сотни тысяч книг.

Интернет предоставляет широчайшие возможности для распространения истинных знаний и учёным-богословам необходимо воспользоваться этой возможностью. Находясь в высокогорном селе и даже не выходя из дома, проповедник сегодня может иметь многотысячную аудиторию.

Рассмотрим некоторые формы реализации этих возможностей.

К примеру, можно зарегистрироваться на одном из форумов или в социальной сети и обсуждать с людьми интересующие их вопросы.

Учёный-богослов может также открыть свой интернет-дневник и публиковать в нём статьи по этим вопросам.

За относительно небольшие деньги сегодня можно приобрести видеокамеру или же диктофон. Имея такие устройства, учёный может записывать проповеди и лекции и выставлять их как в аудио– и видеоформате. На сайте сайт мы размещаем проповеди и лекции многих учёных, и к нам с разных концов планеты приходят отзывы благодарных слушателей. Но хотелось бы, чтобы число проповедников, подключённых к этой работе, было больше.

Или вот другой пример. Можно создать сайт и размещать на нём электронные версии книг, которые изучают студенты исламских учебных заведений. Учёные могли бы записывать аудио– и видеолекции по этим урокам, которые затем прикреплялись бы к учебникам. И каждый желающий имел бы возможность прослушать разъяснение нескольких учёных по какому-либо уроку. Также на интернет-ресурсе можно предоставить возможность вести обсуждения по каждому уроку.

Ограниченные размеры этой колонки не дают возможность описать все возможности, предоставляемые современными технологиями, но вышеописанного, полагаю, тоже достаточно, чтобы иметь представление о них. Главным условием реализации является освоение возможностей Интернета теми, кто уже владеет религиозными знаниями.

Любое, даже самое великое дело, начинается с первого шага. Нами создан сайт svetislama.ru, где имеется возможность обсуждать различные религиозные вопросы. Поэтому призываю алимов, имамов, всех тех, кто изучал религиозные науки, зарегистрироваться на этом сайте и принять в его работе самое активное участие, начав с ответов на вопросы, задаваемые пользователями ресурса. Администраторы сайта с удовольствием помогут вам, если возникнут какие-либо технические вопросы.

Абубакр Дациев

Почему наши дети, как заворожённые, часами сидят у монитора?

В чём причина компьютерной зависимости детей и подростков? Куда девается любовь к подвижным играм и потребность в дружбе, общении? Какие движущие силы заставляют простое увлечение компьютерными играми и чатами перерасти в постоянную потребность?

Компьютерная зависимость

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 1980-х годов американские учёные. В наше время термин «компьютерная зависимость» всё ещё не признан многими учёными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером очевиден и приобретает всё больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Давайте перечислим основные причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников (7-10 лет) и подростков.

1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье . Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.

2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером . Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже, по дому помогать особо не стремился, да и к учёбе мало рвения проявлял – так, телевизор бы ему всё смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно, сидя дома и не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребёнка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.

3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей . Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. 4. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

4. Следующую причину психологи обозначили как «наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания» . Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет таким детям «открывать мир», находить друзей – это абсолютное благо. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, они (эти новые возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы.

Вы, вероятно, спросите: «А отличник, здоровый ребёнок, у которого много друзей и с родителями прекрасные отношения, не может приобрести компьютерную зависимость?» Отвечу: конечно, может! Детская психика ведь ещё не окрепшая, стержень характера ещё не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;

– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;

– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;

– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Маргарита Мельникова

Опасно ли подросткам играть в компьютерные игры и вообще иметь дома компьютер?

Мы попросили известного психолога Алиасхаба Мурзаева ответить на вопрос: опасно ли подросткам играть в компьютерные игры и вообще иметь дома компьютер?

Вопрос неоднозначный и требует неоднозначного ответа. Сейчас в магазинах наблюдается широкий выбор дисков с различными играми и программами. Не все из них вредны, как и не все полезны. Начнём с того, насколько опасно иметь в доме компьютер.

Да, действительно, в этом есть определённая доля опасности, поскольку компьютер может полностью занять подростка и у него пропадёт интерес к подвижным играм и физическим упражнением. У многих подростков наблюдается выраженная игровая зависимость. Однако, с другой стороны, наличие компьютера дома позволяет контролировать время, проведенное подростком за компьютером, а также может выступить в роли поощрения или наказания за какие-либо действия и что самое главное, это знание того, в какие игры играет подросток и каковы его интересы. Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются. Крайне нежелательно или даже запретно играть в игры, в которых много насилия, убийств и жестокости. Эти игры, безусловно, несут вред и опасность для развития подрастающего поколения. Родители должны чётко следить за тематикой игр, а не жить по принципу «чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало». Надо советоваться с консультантами по продажам о характере той или иной игры, в чем её цель и т.д. Также недопустимо, чтобы подросток домашние задания выполнял, пользуясь готовыми ответами из Интернета – это не только отупляет, но и подавляет познавательную мотивацию.

Алиасхаба Мурзаев. Психолог

Л. Ландау: «Все науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные».

Испокон веков люди постоянно совершенствуют себя (то есть учатся) и всё, что их окружает, чтобы облегчить своё существование и улучшить свою жизнь. В этом и состоит сама суть научно-технического прогресса (НТП). Жизнь постоянно ставит как перед отдельным человеком, так и перед человечеством в целом различные вопросы. Отвечая на них, люди ещё больше узнают об окружающем их мире и ещё больше его совершенствуют.

Но может быть, этому есть предел? Может быть, пора остановиться и повернуть «назад, к природе», пока НТП не причинил людям и человечеству непоправимый вред? Жизнь показала, что остановить человечество в его развитии невозможно. И этому есть несколько причин.

Во-первых, без дальнейшего прогресса человечество просто не выживет, оно вымрет от голода, холода и болезней. Во-вторых, невозможно запретить людям думать, развиваться и создавать новое. И в-третьих, в нашем мире всё решают не человечество и не лучшие его представители, а те, кто присвоил себе титул «мировая элита», хотя, по сути дела, таковыми не являются. Это сильные мира сего, которым НТП приносит огромные прибыли, а их предприятия дают работу множеству людей. Поэтому маловероятно, чтобы и те, и другие вдруг разом отказались от своих заработков. Именно поэтому так тяжело решаются вопросы с охраной природы Земли, например, со снижением опасных выбросов в атмосферу. Но решить их можно, и они всё же решаются. И именно наука может подсказать, как избежать опасных сторон НТП, а человеческое общество сделать более совершенным.

Но может быть, существует всё-таки рубеж, за которым совершенствование жизни людей окажется невозможным, а возникающие проблемы решить больше не удастся? К счастью, мир бесконечен, и для его совершенствования существует бесконечное множество решений. К примеру, в музыке существует всего 7 нот. А сколько мелодий люди сочинили за столетия и сколько ещё создадут? Одних только атомов нам известно около 100. Их сочетание может создать бесконечное множество молекул, и т.д., а тем более невозможно исчерпать бесконечную вселенную. По-видимому, возможно всё, ну, или почти всё, что человек может себе вообразить. Именно поэтому люди всего за несколько столетий достигли огромных успехов в науке и технике, причём НТП ускоряется.

Природа (или Бог) наделила человека интеллектом, способностью мыслить. Человек не тогда стал Homo sapiens, когда взял в руки палку, а тогда, когда научился сначала думать, а только потом – делать (правда, не все и не всегда этим правилом руководствуются). Именно мышление позволяет человеку разбираться в окружающем его мире, выделять существующие в нём закономерности, а затем, в соответствии с этими закономерностями, планировать свою деятельность и, если потребуется, корректировать её в полезном для людей направлении.

И чтобы реже ошибаться, лучше понимать действительность, люди должны научиться с пользой применять свой интеллект, использовать особые правила мышления, то есть учиться заниматься наукой с целью получения объективных и достоверных результатов. Наука сама по себе не несёт никакой опасности. Учёные работают только потому, что им интересно добывать новые знания, но вот те, кто использует достижения учёных, действуют потому, что это им выгодно, и в этом – зло. В США, например, учёные-исследователи получают примерно в 10 раз меньше, чем сотрудники корпораций, преобразующие новые знания в новую продукцию. Как говорят, у учёного совсем другая система ценностей (если хотите, другая мораль).

Зло несут не атомные бомбы и выбросы промышленности. Зло несут люди, движимые своими внутренними пороками – глупостью, жадностью, эгоизмом, стремлением к неограниченной власти и т.д. Опасность проистекает не от НТП, а от эгоизма, позволяющего некоторым людям ставить свои личные интересы выше интересов большинства других людей, использовать достижения НТП не только на пользу, но и во вред людям. Опасность исходит от культа безумного потребительства, примитивных желаний, затмевающих голос разума. Вот это и ведёт постоянно человечество к катастрофе. Мало того, безумные магнаты препятствуют развитию науки и образования, доведению до людей в полном объёме достоверных результатов науки, повышению образованности населения. Для них важно, чтобы людьми было легче управлять и манипулировать, а для этого нужно, чтобы большинство людей оставались малообразованными и тёмными, не могли различать правду и ложь, даже если правда просочится в СМИ. Чего стоит одна лишь попытка руководства США запретить публикации об изменении климата.

Попытки остановить НТП в истории человечества уже были. В Египте, Японии, Китае были периоды, когда почти на 1000 лет были законсервированы формы общественной жизни и технологии. Это произошло потому, что правители этих стран решили – управляемое ими общество достигло совершенства, и развиваться дальше не надо. В Англии и во Франции ткачи-кустари восставали и пытались разрушить ткацкие фабрики. Были и другие подобные случаи. К чему это приводило, общеизвестно. Новое всегда побеждало.

В доисторические времена на Земле существовало множество могучих цивилизаций. Ну, и где они теперь? Так что бороться против НТП бесполезно, но нужно добиваться того, чтобы его достижения не использовались во вред людям. Сумели же 1200 учёных-аграриев собраться вместе и принять такое решение против грядущей катастрофы, что сейчас его без всякого принуждения выполняет большинство стран мира, в том числе и прежде всего, – развитые страны, что особенно впечатляет.

Ну, а нам, простым смертным, что делать? Ну конечно, использовать данный природой или Богом интеллект, чтобы применять в повседневной жизни только то, что нам полезно, и не применять то, что вредно (особенно табак, наркотики, алкоголь, непроверенные лекарственные средства, пустопорожние пищевые добавки и т.д., и т.п.). И в этом деле лучше перебдеть, чем недобдеть, а сомнение толкуется в пользу потребляющего. И тогда будет нам благо, а здоровья прибавится. Поэтому желаю своим читателям здоровья и удачи!

Основная цель данной работы -- это выяснить, какие опасности несет научно-технический прогресс.

Научно-технический прогресс

Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Распространение технологий

Широкое распространение сложных технологий началось не так давно. До этого человек по большей части использовал технологии, близкие к тому, что дает природа. К примеру, выращивание разнообразных злаковых и плодовых растений, животноводство, ковка из железа и меди, строительство из дерева и камня и т.д. Но, примерно с середины XIX века, научно-технический прогресс начал быстро развиваться. Появились сложные технологии, создание которых требует коллективного труда, а также больших затрат времени и ресурсов. Как пример таких технологий можно привести искусственные спутники, ядерную энергетику и электронно-вычислительные машины. Однако, также следует принимать во внимание и опасности, которые они несут.

Вред экологии

На протяжении многих сотен тысячелетий немногочисленные группы первобытных охотников и собирателей дикорастущих плодов оказывали не большее воздействие на окружающую среду, чем другие виды живых существ, являлись одним из элементов не зависящего от них «естественного равновесия». Положение изменилось с тех пор, когда возникло скотоводство и земледелие. Научно-технический прогресс позволил, а потребности растущего населения заставили позаботиться как об увеличении эффективности общественного труда, так и об использовании природных ресурсов путем изменения культивирования - совершенствования элементов окружающей среды - создания стад животных и полей сельскохозяйственных культур. Строились каналы, ирригационные системы, дороги, распахивались степи - таковы были первые шаги преобразования природы. Это неизбежно сопровождалось вырубкой или выжиганием лесов, истреблением вредителей и хищников, вредных уже не столько для самого человека, сколько для культивируемого им элемента природы. Возрастание материальных, технических возможностей преобразования природы создавало иллюзию всемогущества человека, достижения в недалеком будущем господства над природой, «покорения ее». В течение нескольких тысячелетий никто не обращал внимания на уже проявляющиеся негативные последствия быстро растущего вмешательства в природные процессы.

Научно-техническая революция второй половины XX в., резко ускорив темпы развития материального производства, создала качественно новую ситуацию во взаимодействии общества и природы. В оборот вовлекаются все новые массы сырья, используется все большее количество энергии, осваиваются новые пространства земли и просторы Мирового океана. В целом можно утверждать, что возросшие в колоссальной степени возможности и средства воздействия на природу и столь же возросшие потребности человечества привели к использованию природных ресурсов в объемах, соизмеримых с их общими запасами на планете, а масштабы различных действий человечества - преобразования земной поверхности, круговорота влаги и многих веществ, выработки энергии и др. - стали сравнимыми с соответствующими элементами стихийных явлений глобального порядка. Резко усилилось в последние полтора-два десятилетия негативное воздействие на природную среду со стороны материального производства, ее загрязнение, приводящее иногда к нарушению естественных циклов кругооборота веществ и энергии в природных процессах. Во многих случаях воздействие на среду приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые и опасные последствия. Так, согласно данным серьезных исследований, общий объем загрязняющих окружающую среду остаточных продуктов производства и потребления составил в начале 70-х годов около 40 млрд. т. При этом к 2000 г. он может вырасти при сохранении ныне действующих тенденций в 2,5 раза и достигнуть 100 млрд. т.

Сжигание разлившейся нефти у берегов Луизианы

Ежегодный выброс нефтепродуктов в Мировой океан составляет 6 млн. т, а по некоторым данным - 10 млн. т. Нефтяная пленка, покрывающая сегодня немалую часть поверхности океанов и морей, влияет на испарение и обмен энергией между атмосферой и океаном. В прибрежных водах большинства развитых в промышленном отношении стран образовались зоны с высокой концентрацией тяжелых металлов, включая ртуть. Способность природной среды компенсировать эти загрязнения ограниченна. В ряде районов с высокой концентрацией промышленности количество загрязнений уже намного превышает возможности природной среды их нейтрализовать. Если не будут приняты серьезные меры, то такая же ситуация в исторически короткие сроки может возникнуть в масштабах планеты в целом.

Обоснованную тревогу вызывают и другие экологические проблемы. Среди них - сокращение лесного покрова планеты. По данным ФАО, площадь влажных тропических лесов уменьшается ежегодно на 15 млн. га. В Восточной Африке она уже уменьшилась на 72%, а в Южной Азии - на 63,5%. Согласно прогнозам, сделанным, например, в конце 70-х годов по заданию правительства США, площадь лесов на Земле к концу XX в. сократится на 40%.

Итак, несмотря на то, что пока человек не ощущает воздействия технологий на природу, очень скоро это может обернуться катастрофой. Люди могут нанести колоссальный ущерб собственной среде обитания, уничтожив растения и животных, которые дают им пищу, а также заразив воду и воздух, без которых они не могут существовать. Несмотря на то, что уже предпринимаются попытки остановить это, вред природе продолжает наноситься, ведь далеко не все хотят думать о том, какие последствия будут у их действий в будущем.

Оружие массового поражения

Военное дело и технологии неразрывно связаны. Многие технологии можно использовать как оружие, а другие изначально были военными разработками, и только потом нашли свое применение в мирных целях. И, так как прогресс не стоит на месте, появляется оружие массового поражения, способное уничтожать целые города и делать непригодными для жизни огромные территории.

Сравнение размера огненных шаров ядерных взрывов

Один из самых опасных видов оружия массового поражения -- это ядерные и термоядерные заряды. Известно только два случая их применения: бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Тогда с бомбардировщика Соединенных Штатов Америки были сброшены два ядерных заряда. Один заряд был эквивалентен от 13-18 килотонн тротила, а второй 21 килотонне. Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек. Через некоторое время после взрыва, выжившие стали умирать от лучевой болезни. Это событие является одним из самых известных примеров того, насколько может быть опасным оружие массового поражения. Мощность же современных термоядерных зарядов достигает эквивалента в несколько десяткой мегатонн тротила. К примеру, самая мощная термоядерная бомба, названная "Царь-бомбой" и испытанная Советским Союзом на Новой Земле, была эквивалентна примерно 57-58.6 мегатоннам тротила.

Другое, не менее опасное оружие -- биологическое. В истории существует ряд известных случаев его применения. К примеру, при колонизации Америки, европейцы намерено заразили индейцев оспой, от которой сами на тот момент имели вакцину. А в 1942 году Великобритания разработала план "Вегетарианец", целью которого было раскидать с самолетов по территории германии корм для скота, зараженный сибирской язвой. Сам план провалился, однако остров, на котором испытывалось это оружие, был полностью заражен и находился на карантине до 1990 года. Также, многие эпидемии, например бубонная чума, могли быть распространены намерено, в качестве оружия.

Еще один вид оружия массового поражения -- химический. Известно достаточно много случаев применения этого оружия. Впервые широкое применение химическое оружие получило во время первой мировой войны, когда Германия выпустила из баллонов хлор. Так как англо-французское войско не было готово к подобной атаке, от нее пострадало 15 тысяч солдат, 5 тысяч из которых умерли. Позднее, около бельгийского города Ипр, Германия предприняла еще одну химическую атаку -- обстрел противника минами, сдержавшими маслянистую жидкость (названной Ипритом). В результате этой атаки погибло 2490 человек, из которых 87 погибло. После своего распространения в первую мировую войну, химическое оружие применялось во многих войнах.

Оружие массового имеется у нескольких государств в количествах, возможно достаточных, чтобы уничтожить все живое на планете. Наличие такого оружия является важным преимуществом для любой страны, поэтому, нет возможности полностью отказаться от него. На данный момент существует множество соглашений, запрещающих применять разные виды оружия массового поражения, а также программы по сокращению его количества. Однако ни одно соглашение или программа не могут дать гарантии, что никто не решит им воспользоваться.

Изменение ценностей человека

Влияние достижений науки и техники на нас начинается уже в детстве. Ведь после рождения начинается очень активное развитие мозга человека. Данный процесс был и остается почти таким же, каким и был всегда, но на современном этапе, начиная с 3-5 лет, мозг начинает развиваться быстрее, чем раньше. Естественно, одним из главных факторов такого активного и быстрого развития мозга у детей являются достижения технического прогресса. Если раньше от мозга не требовалось каких-то особых усилий, для познания элементарных вещей, окружающих нас, то сейчас большинство детей достигших 3-5 лет уже вовсю пытаются освоить компьютер, познать первоначальные навыки в управлении сотовым телефоном и т. д. Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в более быстрое развитие мозга человека. Однако у них существуют и негативные эффекты.

Предприятие по производству бумаги

Машины все чаще заменяют человека при решении многих задач. Значительная часть вещей, которые мы используем, производится с минимальным участием человека: Сложная техника, вроде телевизоров и телефонов, множество разнообразной еды, одежда и т.д. После того как создан определенный шаблон и на его основе поставлено производство, человек занимается только контролем, а большую часть потребностей производства составляет сырьё. Обычно сам процесс производства, а иногда даже и внутреннее устройство продукта остается скрытым от конечного пользователя.

Все это приводит к тому, что значительная часть людей принимают окружающие их технологии как данное. Они не понимают как эти технологии были созданы, какие материалы были использованы, не знают даже основных принципов их работы. Они также не понимают, какой вклад сделали люди, создавшие их. В итоге у человека с раннего возраста формируется представление, что технологии будут развиваться "сами", а он сможет продолжать их использовать, при этом не внося никакого вклада в их развитие. Мы даже не можем точно сказать, каким образом были произведены вещи, постоянно используемые нами в быту. К примеру, такая простая и дешевая вещь как бумага, при производстве проходит множество химических процессов, требующих сложнейшего оборудования. Или разнообразная сложная аппаратура, где даже основные принципы работы понятны не каждому человеку.

Все это ведет к тому, что люди превращаются в "потребителей", производящих минимум полезной продукции, но при этом потребляя все, что может дать общество. При этом количество "производителей" сокращается, ведь люди с детства растут как потребители. Таким образом технологический прогресс может остановиться и даже пойти в обратную сторону.

Выводы

В нынешнее время научно-технический прогресс оказывается огромное влияние на образ жизни человека. Однако, несмотря на пользу, которую нам приносят технологии, они также имеют и негативные эффекты, способные нанести непоправимый урон не только человечеству, но и всей планете.

На снимке выдающийся человек. Не я. Дальше объясню. Теперь многие согласятся, что все эти компьютеры и планшеты только мешают жить и работать. Дети на улице не гуляют, как раньше когда-то. Взрослые не ходят в гости друг к другу. В метро сидят отстраненно, уткнувшись в планшеты. Раньше придешь на почту за посылкой заполнишь несколько строчек и посылка твоя. Теперь пришел на Почту России. Отстоишь длинный хвост. Операторша внесет тебя и нужные и ненужные сведения о тебе и кучу номеров от посылки в компьютер для отсылки зачем-то в Москву. Если даже местная пересылка, все равно ей надо сведения о ней тут же набивать в Москву. Все равно заполнишь квиточки с указанием, кто тебе выдал паспорт и когда, да еще и с кодом подразделения и укажешь это не в одном месте. Как будто номера и серии паспорта недостаточно. Потом будут долго-долго искать посылку. А, если пискнешь, то получишь: "Вот и идите сюда вместо нас на нашу зарплату." Еще замечательнее компьютеры проявляют себя в поликлиниках. Посидишь часика два в ожидании, потом врач тебя смотрит 2 минуты, а пишет и вносит данные 15 минут. Да, и чтобы посмотрели, до этого напишешь бумагу, что вся ответственность за действия врача не на враче, а на тебе, в медицине не понимающем. Но, я увлекся. Вернемся в конец шестидесятых. Отечественные пленочные магнитофоны красуются на витринах и стоят месячную зарплату и побольше. Об импортных не говорю. Они в комиссионных лавках и еще в 5 раз дороже. Саша Мещеряков, мой соученик до 3 курса, очень продвинут по части музыки и техники. У меня «Астра-2» , у него «Астра-10» и «Комета» вместе, да еще и динамики импортные. Еще у него есть и переносный портативный магнитофон. "Комета" тяжелая - ее не особо потаскаешь. Записи у него классные. Это время Beatles и Rolling Stones. Многочисленные связи и знакомства позволяют ему держать руку на пульсе тогдашней эстрадной музыки. Мы хорошие приятели, учимся вместе, интересы во многом совпадают. Вместе разбираем задачки, советуемся. От него мне перепадают кое-какие записи. Впрочем, увлекаться музыкой некогда. Вуз серьезный. Лекции по теоретической механике читает доктор технических наук, тогда член-корреспондент, а впоследствии действительный член Латвийской Академии наук Яков Гилелевич Пановко.https://ru.wikipedia.org/wiki/Пановко,_Яков_Гилелевич. Его изображение в начале этого очерка.
Я.Г. Пановко харизматичен и величественен, идеал всех студентов и, не сомневаюсь, суденток и, вообще, всех женщин в Латвии, где он раньше работал, и в России, куда он переехал. Из тех, кто его видел, конечно. Читает превосходно, читает виртуозно, читает понятно. Он методист от Бога. На его захватывающие лекции ходят, как когда-то прихожане приходили на проповеди Лютера. Зал всегда полон. Он еще автор превосходных книг написанных отличным языком для того, чтобы их можно было понять, а не для того, чтобы продемонстрировать научной общественности, какой автор умный. Впрочем, ощущение ясности на лекциях, несколько иллюзорное. Прорабатывать вопросы все равно надо. Получаешь задание, и не так просто бывает найти путь для правильного решения. Наука не такая простая. Расчетную модель надо правильно составить и понять физику процессов и последовательность действий. Мещерякову приходит на ум грандиозная и увлекательная идея записать лекции великого человека на магнитофон и потом готовиться по записям. Тогда делай на лекции только рисуночки, а слова в тетрадь и писать не надо. Он парень неглупый, идет и просит разрешения у лектора. «Ради бога! Пишите.» - получает в ответ. И, вот, сидит Саша в первом ряду, выставив микрофон, чтобы было лучше слышно и щелкает время от времени кнопками. Писать в конспект ему некогда, но пытается. Мы по-старому пишем рисунки и тект в конспект. Кто знает, всё же, что из этой затеи с магнитофоном получится? Семестр кончается. Впереди экзамены. Их у нас всегда на сессию выкатывали пять. Общественные науки себя высоко ставили и обязательно хоть один из своего не нужного списка, да, включали. И значимость, и деньги. В других вузах почему-то всегда поменьше. Промежуток между экзаменами на каждый предмет 3 – 4 дня. Попробуй подготовиться! Саша мне переписал лекции. Ставлю драгоценную кассету, включаю, жду.... Что за черт! Длинноты, треск от перестановки стула, звук шагов, шумы в аудитории, царапание мела по доске, обрывки разговоров и еще множество звуков, которых в обычной обстановке совершенно не замечаешь. Нет, конечно, и отдаленная речь лектора тоже на фоне неслабых помех. Если бы Мешеряков еще и к Пановко ухитрился микрофон прикрепить, но такого уговора, ясное дело, не было. Пытаюсь врубиться, но, как всё это неудобно и как долго! Это же надо в реальном времени все прослушать. А лекций уйма. Несколько часов потерял, крутил пленку, а толку нет. Фрагментарно получается. Выключаю магнитофон, беру конспект, пытаюсь разобраться по записям. Нет, при цейтноте лучше обычного, своей рукой написанного, конспекта, ничего нет. К такому же выводу пришли и все остальные студенты нашей группы. На том экзамене инициатор эксперимента получил трояк. Мне большой ученый поставил четверку. Я был очень недоволен этим результатом. Что поделаешь! Нелегко понравиться специалисту экстра-класса! После этого эксперимента лекции на магнитофон больше не писали никогда.

Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Научно-технический прогресс (НТП) представляется "великим благодетелем" человечества, которого были лишены праотцы.

Попытаемся разобраться, что дал человеку научно-технический прогресс.

Как жили праотцы, не знавшие научно-технического прогресса? Их жизнь рисует нам точное слово Библии. По этому слову Авель был пастырем скота, а Каин - земледельцем. Таким образом, Господь прямым ли научением или через творческий поиск человека дал первым людям умения, обеспечивающие их пищей, одеждой и достаточным для тех климатических условий жилищем (шатрами из шкур). На этих умениях человечество прожило несколько тысячелетий, да и до сих пор пищу нам дают земледелие и скотоводство.

Достаточно ли этих умений для человеческого благополучия? Не будем брать в пример святых людей, которые и в нашем-то веке умудряются жить, как древние патриархи, и по знать такое блаженство, которое никто в мире познать не может. Возьмем подобных нам обыкновенных людей. Конечно, мы не можем вызвать их из глубины веков и расспросить, но о состоянии их душ свидетельствует сотворенное ими искусство, в особенности литература.

О чем радовались наши далекие предки? О том ли, что они освоили новую технологию укладки дороги, или изобрели новые, более прочные ткани, или усовершенствовались в кораблестроении? Нет, они радовались о том же, о чем радуемся мы: о красоте окружающего мира, о любви, о добре, благородстве, живущих в человеческой душе.

О чем они плакали? О том ли, что письма из Греции друзьям в Египет идут слишком долго, а поездка туда слишком трудна? О том ли, что нельзя приготовить пищи в микроволновой печке, а потом хранить ее в холодильнике? О том ли, что нельзя полететь на Луну и высадить туда луноход? Нет, они плакали о том же, о чем плачем мы: о бренности и тленности земного бытия, о метаниях человеческой души, о самовластии греховных страстей, возмущающих мир в человеческом сообществе и в душе каждого человека.

Потому и вечны шедевры искусства, что они говорят о вечных проблемах человека, а значит ни одной из этих проблем научно-технический прогресс не решил.

Чего же все-таки мы достигли? Одной из главных задач, поставленных перед прогрессом еще в эпоху Возрождения (когда он еще не назывался научно-техническим), было освобождение человека от тягот физического труда, то есть того самого "пота лица", которым наказал Господь человека за грех. Казалось бы, мы достигли колоссальных успехов: сеялки, веялки, уборочные машины, доилки, поилки и прочее в сельском хозяйстве; экскаваторы, подъемные краны и множество машин и станков в промышленности; пылесосы, стиральные и моющие машины, программируемые плиты и печи в домашнем хозяйстве. Но каков же результат? Большинство людей как белки в колесе мечутся, добывая хлеб насущный, а некоторым, как в древние времена, приходится трудиться непосильно. Как в древности, так и теперь есть люди, которые умудряются не трудиться и жить за счет других, и этих людей как тогда, так и сейчас поражает моральное разложение, худшее, чем непосильный труд… Единственное заметное изменение - это замена преимущественно физического труда на преимущественно умственный. В результате меняется и форма переутомления: вместо усталых, ноющих мышц - издерганные нервы и "едущая крыша", но вряд ли такими изменениями можно гордиться.

Другая благородная цель, которую ставили приверженцы научно-технического прогресса - победить нужду, то есть через достигнутое с помощью научно-технического прогресса материальное изобилие накормить голодных, одеть холодных и т.п. Успехи научно-технического прогресс в материальном производстве превзошли всякие ожидания, но желаемого результата мы не достигли. Хотя очевидно, что сегодняшний производственный потенциал способен накормить, одеть и дать крышу над головой всему земному населению, однако из-за черствости, жадности и эгоизма людей этого не происходит, и множество людей не имеют самого необходимого.

Отметим еще одну сторону проблемы имущественного не равенства: помимо людей, действительно лишенных необходимого, гораздо большее количество людей чувствуют себя обделенными из-за зависти к более богатым. Чувство же зависти невозможно насытить никаким научно-техническим прогрессом, и древний скотовод с одной козой, взирая на соседа с двумя козами, чувствовал себя так же плохо, как и владелец "жигулей", взирающий на владельца "мерседеса".

К чему же мы пришли? Несмотря на усилия множества лучших умов человечества, огромный багаж добытых знаний, множества созданных на основе этих знаний остроумнейших технологий, приблизиться к поставленным целям нам не удается.

Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам жизненно важными. Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок научно-технического прогресса, освоенных в обиходе в самое последнее время. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский написал все свои сочинения от руки, великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому посчастливилось дожить до пишущих машинок, а сейчас каждый первоклассник печатает "мама мыла раму" на компьютере и искренне уверен, что без компьютера он не сможет приготовить уроки.

Другой пример - происходящая на наших глазах мобильная телефонизация всей страны. Лет пятнадцать назад нас волновало множество вещей, но не отсутствие мобильной связи, а сегодня кажется, что жить без нее очень плохо.

Конечно, и общество подстраивается под внедрения научно-технического прогресса, делая их необходимыми. (Если задания у первоклашек будут принимать только напечатанными на принтере, то в самом деле, без компьютера уроки не сделать.)

Итак, реального движения к поставленным целям не происходит, но наша жизнь становится зависимой от все большего и большего количества вещей, то есть мы как бы "подседаем" на каждый внедренный в жизнь продукт научно-технического прогресса. Мы как будто бежим изо всех сил вперед, но остаемся на месте.

В чем же причина этого бега на месте? Чтобы ответить на этот вопрос подробно, потребовался бы отдельный трактат, но можно указать три основные причины, а каждый читатель пусть сам попытается проследить действие этих причин в окружающей жизни.

Первая причина коренится в человеческой природе, которая в одних своих свойствах неизменна, а в других если и меняется, то не под влиянием научно-технического прогресса, но под действием совсем других сил. Душа человека сотворена Богом так, что насыщается только духовной пищей, а материальные блага, сколько их не давай, насытить ее не способны. С другой стороны, душа человеческая после грехопадения подвластна греховным страстям. Страсти эти, бушуя в душе отдельного человека и в обществе в целом, не позволяют правильно использовать плоды научно-технического прогресса.

Вторая причина заключается в том, что премудрость человеческих творений, каких бы высот она ни достигала, есть ничто по сравнению с непостижимой до конца для человека премудростью Божиего мироустройства. Здесь мы должны вспомнить еще одну задачу, поставленную человеком перед научно-техническим прогрессом,- вернуть утраченную при грехопадении власть человека над природой. Отметим, что власть эта понимается как насильственно добываемая в некой войне с природой. Вспомним, например, хорошо знакомый всем старше сорока висевший в школах плакат: "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача". Вспомним слова песни В. Высоцкого о физиках: "Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра..." Вспомним, наконец, стихи для детей младшего возраста, написанные С. Маршаком о строительстве Днепрогэса: "Человек сказал Днепру: я стеной тебя запру... Но ответила вода: ни за что и никогда" . Становится ли человек победителем в этой войне? С одной стороны, он в чем-то покоряет природу. С другой - дерзко нарушает равновесие мира, устроенного Богом для благополучного обитания человека.

Можно ли организовать экономическую жизнь, используя все достижения человеческого разума, но в содружестве с природой? Да, и примеры такого экономического устроения жизни являют нам некоторые монастырские хозяйства. Особенно яркой иллюстрацией служит Соловецкий монастырь, где монахи в суровых условиях Приполярья сотворили настоящее чудо. На Соловецких островах, до появления монахов вообще не пригодных для постоянного жительства, зацвели сады, яблоки из которых подавались к самому царскому столу. Следы монастырского благоустройства Соловецких островов видны и сейчас и поражают воображение даже далеких от веры экскурсантов, приезжающих в эти святые места. К сожалению, магистральный путь развития цивилизации пошел в другом направлении.

В Божием мироустроении учтено все, а человек не в состоянии предвидеть и десятой доли последствий своих действий. В результате эти непредвиденные последствия часто сводят на нет все плоды человеческих усилий. Это техногенные и экологические катастрофы, которые пока поражают нас локально, но грозят поразить глобально. Это загрязнение среды обитания человека и истощение энергетических ресурсов, это уничтожение животного и растительного мира и изменение климата. Техногенное изменение климата привело к тому, что уже сегодня сводки новостей пестрят сообщениями о стихийных бедствиях. Бесконечные наводнения, лавины, тайфуны, извержения, землетрясения создают для нас ощущение осажденного города, и хотя научно-технический прогресс дал человеку мощные средства защиты от стихийных бедствий, он же сделал человека и более уязвимым. Ведь теперь наша нормальная жизнь зависит от множества вещей: транспорта, связи, энергоснабжения, водоснабжения, канализации и т.д., а все это подвержено разрушительным ударам стихии.

Третья причина заключается в том, что поскольку цели научно-технического прогресса не соответствуют Божиему определению о человеке, то Господь разрушает плоды человеческих усилий. В такую ситуацию человечество, как нам повествует Библия (Быт. 11, 1-9), уже попадало при строительстве вавилонской башни. Тогда люди восхотели построить башню до неба, а Господь вместо одного, общего для всех людей языка дал разным родам разные языки, так что люди перестали понимать друг друга и вынуждены были бросить свой труд. С высоты наших сегодняшних знаний тогдашний замысел людей кажется до смешного наивным. До какого неба они хотели достать? Физического неба, как какой-то определенной поверхности, как мы сегодня знаем, не существует. Достать же до духовного неба, то есть места обитания Бога и ангелов, никакой башней невозможно (хотя и сегодняшняя атеистическая пропаганда в своих примитивных формах доходит до высказываний типа: "В космос летали, а Бога не видали". ) Да, затея с башней крайне наивна, а не такой ли наивной глупостью выглядят планы достичь человеческого счастья с помощью кучи материальных благ? Это наивно и глупо не только с точки зрения библейского учения о человеке, но и с точки зрения простого человеческого опыта. Более того, этот план пагубен. Поэтому Господь, разрушивший тогда план вавилонских столпотворителей, разрушает и теперь планы строителей научно-технического прогресса, сохраняя для человека спасительный труд в поте лица своего ради хлеба насущного.

Пагубность мира изобилия для человека понимают и люди, не просвещенные библейским учением о человеке, но способные объективно смотреть на мир. В западной литературе возник целый жанр "антиутопии", где писатели рисуют яркие картины плачевного состояния достигшего изобилия человечества.

Обсуждение проблемы научно-технического прогресса можно было бы продолжать еще очень и очень долго, но, как нам кажется, мы указали основные направления мысли, которые читатель может развивать самостоятельно, наблюдая за развитием научно-технического прогресса в мире. Для многих, в том числе и для многих чад Церкви, приведенные выше соображения покажутся странными или даже отталкивающими, так как представление о пользе научно-технического прогресса прочно укоренилось в человеческой идеологии. Однако на деемся, что и таким читателям мы подсказываем новые темы для размышлений, и самостоятельная работа мысли может раз рушить в них устоявшиеся стереотипы.

По книге "Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии"