Домой / Мода / С чего начать воспитание ребенка мальчика. Как воспитать мальчика настоящим мужчиной: советы

С чего начать воспитание ребенка мальчика. Как воспитать мальчика настоящим мужчиной: советы

Залог здорового и счастливого будущего каждого ребёнка - правильное воспитание. От этого зависят его характер, поведение, успех в профессиональной сфере, особенности общения с людьми и построения личной жизни. Именно поэтому вопрос о том, как воспитать ребёнка правильно, волнует всех родителей. Мы поделимся с вами главными секретами детского воспитания.

Чтобы знать, как правильно воспитывать детей, необходимо понимать их психологию. Вооружившись такими знаниями, приправив их любовью и заботой, вы сможете вырастить счастливого, здорового и успешного человека.

Как правильно воспитывать мальчика?

Подходы к воспитанию мальчиков и девочек во многом разнятся. С ранних лет дети воспитываются с осознанием своей гендерной принадлежности. Такой подход помогает вырастить счастливого молодого человека, который хорошо понимает свою роль в обществе и не имеет проблем в самовосприятии, общении с другими людьми.

Многие родители желают знать, как правильно воспитывать мальчика. Мы выделили несколько основных моментов:

  • с ранних лет мальчика следует приучать к ответственности: ребёнок должен понимать, что для мамы он является опорой и поддержкой;
  • сыновья во всём берут пример со своих отцов: папам следует учитывать такой момент при общении с ребёнком;
  • учите мальчика простым правилам этикета: объясняйте, как и почему девочкам необходимо уступать дорогу, открывать дверь, подавать руку;
  • доверяйте ребёнку, считайтесь с мнением и рассуждениями мальчика, позволяйте ему принимать участие в важных семейных решениях;
  • приучайте сына отстаивать свои интересы, причём делать это нужно не столько физической силой, сколько умом и стойкостью характера.
Немаловажное значение в том, как правильно воспитать сына, уделяется роли мамы. Будьте женственной и нежной. Ваш образ во многом повлияет на формирование представлений ребёнка об идеальной девушке.

Как правильно воспитывать девочку?

В современном мире подход к тому, как правильно воспитывать девочку, имеет две цели: профессиональный рост и реализацию в семье. Гармоничное и последовательное воспитание даёт возможность совместить два направления и вырастить счастливого во всех отношениях человека. Для этого родителям необходимо соблюдать некоторые правила:

  • с ранних лет в девочке следует воспитывать мягкость, нежность, милосердие и сострадание, в то же время она должна уметь постоять за себя и защитить свои интересы;
  • помните, что модель семейных отношений у девочки формируется на примере взаимоотношений мамы и папы;
  • воспитывайте у дочери уверенность в себе;
  • не будьте слишком строгими: жесткое и строгое воспитание может негативно отразиться на будущей жизни девочки.
Избавляйте дочь от комплексов. Такая проблема бывает у каждого ребёнка. Это один из важных аспектов в решении вопроса о том, как воспитать дочь правильно.

Каждый ребёнок требует индивидуального подхода в воспитании. Старайтесь найти его в процессе воспитания дочери или сына. Это поможет вам вырастить здорового и счастливого человека.

Ваш сын родился! Он такой маленький, даже хрупкий. А можно ли баловать мальчика в маленьком возрасте, демонстрировать ему свою любовь?

Когда в семье рождается мальчик, молодая мама испытывает некоторое волнение, ведь нужно вырастить его настоящим мужчиной? Есть такая восточная мудрость, которая гласит: « Если мальчика воспитывает мама, он вырастет хорошим человеком. А если отец – мужественным». В жизни много полутонов. Нельзя точно утверждать, что нужно сделать, а чего следует избегать. Воспитание будущих мужчин – это целая наука.

Воспитание мужчины с рождения

Ваш сын родился! Он такой хорошенький, маленький, даже хрупкий. Наверное и мыслит как-то по-другому, ни как девочки, и не любит сюсюканий, переживаем мы? А можно ли баловать мальчика в маленьком возрасте, демонстрировать ему свою любовь?

Полагаю, что в первые годы жизни ребёнка, нанести вред воспитанию лаской сложно. Надо любить свою кроху, радоваться общению с ним и не стесняться своих эмоций. Наши проблемы во взрослом возрасте возникают, скорее, от недополученной в детстве любви, нежели от её избытка. И, потом, мама может быть ласковой, а папа — более строгим.
Это важно:

К сожалению, в России много неполных семей, да и в целом вопросы воспитания в большей степени ложатся на женщин. Кроме разводов и самоустраняющихся от педагогики мужчин, случаются ещё и несчастья. Когда моему сыну исполнилось семь лет, его папа трагически погиб. В свое время я пересмотрела много литературы, касающейся воспитания мужчин в разное время и в разных странах. В мудрости наций и глубине традиций можно почерпнуть что-то важное для себя.

Правила воспитания мальчиков на Руси

Издревле на Руси в маленьком сыне видели будущего защитника, воина. Родители придавали большое значение физическому развитию ребенка. Мальчиков рано сажали на коня, а коллективные игры, в которых они участвовали с пяти лет, воспитывали в них дух соперничества, желание побеждать. В случае проигрыша, ребёнок учился с достоинством принимать поражение.

Показательно воспитание детей русских аристократов 19 века. Повторить ту манеру поведения в наше время было бы сложно, остается только восхищаться тем, какие мужчины вырастали из детей дворян.

Дворянских детей воспитывали не только гувернеры, но и сама среда, образ жизни их родителей. Традиции соблюдались неукоснительно. Уже с младенчества мальчик понимал, что его предназначение — служить Отечеству, а высокое звание дворянина накладывает на него серьезные обязательства. Дворянин должен был быть образцом этических и нравственных качеств. Ребёнка не столько готовили к успешной карьере, сколько настраивали на идеал. Дворянская честь почиталась одной из главных добродетелей. Ей руководствовался и мальчик, и взрослый муж, даже в ущерб своей выгоде и безопасности.

Дворянских детей учили не носить в себе обиду, уважать личность, достойно вести себя в любой ситуации. Почиталась храбрость и выносливость. Эти качества достигались путем тренировок. Дети много гуляли, прыгали и лазили, причем в любую погоду. К физической форме девочек серьёзных требований не предъявлялось, но и их старались не растить неженками.

Внешне ребенок должен был быть сдержан, выставлять напоказ свои досады считалось непристойным. Это воспитывало в ребенке самообладание, возможно, защищало их чувства от чужих глаз.

Родители, родственники, няни и гувернеры учили детей основным нормам поведения, принятым в обществе. Кстати, к мальчику приставлялся гувернер мужского пола, а вместо няньки — русский мужик. Ребенку давалось прекрасное образование. Авторитет отца в дворянской семье был непререкаем. Допустить гнев отца считалось из ряда вон дурным поступком.

Наказание было прерогативой отца и назначалось только за серьёзные проступки, такие как воровство, неуважение к старшим. Согласитесь, есть чему поучиться.

Особенности воспитания мальчиков в Спарте

Из воспоминаний Аристотеля мы знаем, что в древней Спарте главной целью воспитания была задача вырастить супер воина. Решалась она на уровне государства. Мальчики должны были быть сильными физически и уметь выживать в самых трудных условиях. Младенцев не пеленали и не накрывали одеяльцами, их оставляли под дождём и палящим солнцем. Мальчиков постарше могли запереть в темной комнате, чтобы избавить от страха темноты. От капризов отучали палками. Эстетические дисциплины будущим воинам не преподавались. С юных лет мальчиков учили военной выправке. Уже в семилетнем возрасте сыновей забирали из семьи и объединяли в отряды.

Наказание предписывалось переносить стоически. Наставники отрядов поощряли враждебные отношения ребят со сверстниками. Победителей драк приветствовали, проигравших наказывали палками.

Тематический материал:

С 15 лет юноши, прошедшие испытание, уже имели право на ношение оружия. Наверное благодаря такому воспитанию спартанцы отличались грандиозной силой и выносливостью, ни одна другая нация не умела так приспосабливаться к сложнейшим жизненным условиям.

Японское воспитание

В Японии детям до 5 лет разрешалось и разрешается делать буквально всё, что им придет в голову. Считается, что ребенок должен сам принять решение, что делать что-либо опасно, набив себе шишку. После достижения пятилетнего возраста ребёнок проходил школу самурая. И тут уже ему приходилось привыкать к строгой дисциплине и вырабатывать в себе дух воина. Кроме физической силы мальчик должен был усвоить и правила поведения в обществе, знать мораль лидеров государства.

Есть в Японии праздник мальчиков, главный атрибут которого рыба карп. Сын должен стремиться быть похожим на карпа. Японцы идеализируют эту рыбу за её умение стремительно проникать сквозь потоки воды, что в человеке созвучно с твердостью, упорством и умением идти к своей цели.

Мальчиков учили уважать старших, они читали только правильные конфуцианские книги. Их учили не бояться смерти. Такое воспитание приводило к цели. Из детей вырастали настоящие воины-самураи.

Чего мы хотим

Такие разные методы, и все они в конкретных случаях приводили к выдающимся результатам. В каждой из этих стран вырастали мужи, прославившие свое отечество. Из этого можно сделать вывод, что методы воспитания мальчиков могут быть разными. Главное вовремя дать ребенку нужные знания и возможность развития.

Очень важно, чтобы воспитанием ребёнка занимался и папа. Если такой возможности нет, нужно пытаться воспитать в мальчике мужчину иначе. Возможно его дядя, крестный или друг семьи возьмет на себя обязанности по воспитанию. Разговор по душам со взрослым мужчиной будет необходим вашему сыну, особенно в период полового созревания. В крайнем случае, можно приобрести книгу, рассказывающую об особенностях взросления будущих мужчин. И ещё несколько советов специалистов.

Если подытожить все вышесказанное и обратиться за советом к специалистам, получится следующая картинка.

  • Дарите своему сыну дошкольнику любовь и внимание. Психологи считают, что в этом возрасте закладывается чувство любви и безопасности.
  • Когда ваш сын пойдет в школу, постарайтесь дать ему как можно больше знаний, разглядеть его таланты и развить их. В этом возрасте для мальчика очень важен контакт с отцом. Мама тоже должна быть рядом. Не забывайте о доброте, любви и личном примере.
  • Юноша старше 14 лет, кроме отеческой заботы, нуждается в хорошем учителе, тренере, наставнике. Все вместе, вы сможете воспитать в нём чувство самоуважения и ответственности и вырастить его настоящим мужчиной.

Воспитание ребенка – самая важная задача родителей. Порой мы живем, как живется, оправдывая свои неудачи в воспитании детей обстоятельствами и тем, что так же все происходит и у других. Тем не менее, правильное воспитание – это тяжелый труд, который приносит бесценные плоды – ваш ребенок вырастет сильной и гармоничной личностью.

Воспитание сына – процесс особенно важный, поскольку сформировавшегося мужчину попросту невозможно перевоспитать. Молодая женщина способна «пойти за мужем», подстроиться под него, ему под силу внести коррективы в воспитание жены. А у мужчины, воспитанного маменькиным сынком, эгоистом или безответственным лентяем, шансов на превращения практически не остается.

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной? Ответственным, целеустремленным, надежным, принципиальным, решительным?

Маме маленького мальчика, как никому верится, что идеальный мужчина существует. Это ее малыш. В ваших силах, сделать так, чтобы таким же его увидел и весь окружающий мир.

Как воспитать сына: особенности воспитания маленького мужчины

Воспитание мальчиков и девочек отличается принципиально. Это легко объяснить на примере воспитания доброты. Если мы воспитываем в девочке доброту, то подразумеваем чуткость и способность сочувствовать. Этого достаточно. Но доброта мальчика должна быть конструктивной и выражаться действиями. Мужчине не нужно никого жалеть. Он обязан помочь! Это две разных доброты и требуют кардинально отличающихся подходов в воспитании.

Как вырастить мужчину из мальчика? Помочь ему развить в себе набор определенных качеств. Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки, будущие мужчины, на которых можно положиться и которые будут иметь все основания уважать самих себя? Мы остановимся на главных чертах, которые формируют характер достойного мужчины.

Ответственность. Мужчина – глава семьи, лучший друг, бизнес-партнер и просто рабочий на вверенном участке. Какую бы социальную роль он не выполнял, ответственность – его второе имя. Он в ответе за постаревших родителей, за младших сестер и братьев, за жену и детей, за подчиненных. Если его с малых лет не научить нести ответственность за домашнего питомца или хотя бы за кактус, не ждите, что он сможет чувствовать ее за родных и близких. Воспитать маленького мужчину поможет возложенная на него обязанность, ценность которой он способен понять. Поручите сыну быть главным в каком-то деле. Пусть он каждый день в определенное время кормит рыбок. Объясните, что если он пропустит хотя бы одно-два кормления, они погибнут от голода. Если сына не будет дома в течении нескольких дней, научите его заботиться о подопечных на расстоянии. Именно он должен договориться с кет-то, кто его подменит на момент отсутствия.

Целеустремленность. Как воспитать сына мужчиной, который умеет не только ставить цель, но и идти к ней? Целеустремленность взрослого формируется с любопытства и усидчивости ребенка.

Мужчине сложно делать что-либо, не понимая конечной цели. Мальчики часто задают вопрос: «Зачем?».

Учитесь заинтересовывать своего сына и поддерживать его на пути к цели. Обязательно помогайте ребенку правильно оценить необходимые усилия и результат.

Например, ваш мальчик мечтает о конкретной игрушке или гаджете. Вместе посмотрите ее актуальную стоимость в онлайн- или обычном магазине, обсудите, как совместными усилиями накопить нужную сумму (ребенок может собирать в копилку подаренные деньги или откладывать часть денег из карманных; подросток уже может иметь подобие подработки). Видя сумму и осознавая, что покупка состоится не скоро, ребенок может потерять интерес к игрушке. Ваша задача – показать сыну, что все – в его руках. Периодически подсчитывайте, сколько еще осталось накопить, пополняйте копилку (но не слишком часто), читайте отзывы о вожделенной игрушке.

В конце концов родители могут сделать своему ребенку желаемый подарок, но обязательно с участием его «доли»!

Когда объект желаний окажется в руках у ребенка, разделите с ним его радость, поинтересуйтесь функциями и возможностями гаджета, поиграйте вместе.

Если мальчик знает, чего хочет, сам определил свою цель, осознает, какие дивиденды получит от результатов своего труда, то он сможет все! Научите сына делать все осознанно, ставить цели и настойчиво их достигать.

Сила воли. Ни одна цель не будет достигнута без развитой силы воли. Она необходима, чтобы не сходить с намеченного пути, чтобы не отвлекаться на второстепенные вещи, чтобы отказаться от всего, что отделяет от цели. Маленькому непоседе хочется все и сразу, и непременно сию минуту. Учите его ждать, воспитайте чувство меры, помогите осознать необходимость отказываться от всего вредного и лишнего. Сила воли формируется из самообладания.

С малых лет приучайте малыша к нормам поведения, принятым в цивилизованном обществе. Терпеливо объясняйте, почему не нужно устраивать истерики, обижать других детей, быть благодарным. Важно: объяснения должны быть доступными пониманию ребенка. Недопустимы формулировки по типу: «Потому, что я так сказала» и «Вырастешь – поймешь».

Если вы уже научили своего мальчика добиваться поставленных целей, расскажите, что не всегда добиваться своего бывает легко и приятно. Вместе справляйтесь с неудачами и поражениями, ищите в них плюсы (например: да, эта поделка развалилась, потому что слишком размокла от клея, но теперь мы сможем сделать все идеально, ведь знаем, что клея нужно меньше!).

Самостоятельность. Пусть ваш сын для начала научится обслуживать себя. Помогайте, направляйте, но с каждым делом пусть он справляется сам. Взрослым порой не хватает терпения научить ребенка чему-либо простому, им легче самим убрать игрушки, завязать шнурки и помыть чашку. Вырастить сына мужчиной не получится, если вы все делаете за него.

Решительность. В жизни мужчины главное принимать решения и нести ответственность за них. Не решайте за сына, что ему одевать, с кем дружить, каким цветом разрисовать бумажную поделку. Если мальчик вкусит плода безответственности, поймет, что легче ничего не решать и ни за что не отвечать, он не станет хозяином жизни и будет перекладывать принятие решения на других.

Принципиальность. Покажите собственным поведением, что такое принципиальность: не нарушайте обещания, аргументируйте свои решения и не меняйте их, соблюдайте правила в семье и в обществе. Наши дети – наши зеркала.

Чистоплотность. Правильно воспитывать ребенка-мальчика значит также научить его относиться к своему телу, как к храму души. Задача родителей – приучить сына к соблюдению правил гигиены, чистота и опрятность должны стать его насущной потребностью.

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной: 5 главных правил

Правило 1. Как воспитать настоящего мужчину? Вырастите его уверенным в себе. Это самое важное, что родители могут дать своему сыну, кроме самой жизни. Взращивайте его уверенность в себе: хвалите по делу, создавайте ситуации успеха, акцентируйте внимание на удачах и победах, отмечайте не только результаты, но и старания.

Правило 2. Проявляйте свою любовь к сыну. Он должен знать, что он любимый ребенок, что о его появлении на свет мечтали, что он – радость родителей и их гордость. Не забывайте выражать любовь словами, ласковым взглядом, чуткостью, проявлением внимания к нему. И не забывайте проводить время вместе.

Правило 3. Поощряйте инициативы сына. Находите рациональное, творческое, практическое или другое положительно зерно в том, что делает ваш сын, и отмечайте это.

Правило 4. Будьте преданным другом своего сына. Ваш сын должен знать, что мама и папа – самый надежный его оплот. Постройте отношения абсолютного доверия между вами.

Правило 5. Воспитывайте сына осознанно. Нельзя воспитать ребенка настоящим мужчиной, не предоставив ему в повседневной жизни достойного примера для подражания. Им может быть отец, дядя, дедушка, крестный, старший брат, друг семьи, тренер. Главное, чтобы Вашему сыну было на кого ровняться.

Воспитание сына: самые распространённые и самые опасные ошибки родителей

Всем ошибкам ошибка в воспитании сына – воспитываем будущего мужчину, впадая в крайности.

Как неправильно любить сына, объясним на примере типичных крайностей, к которым часто прибегают родители в стремлении воспитать своего мальчика как можно лучше.

Как правильно воспитывать мальчика: родительские крайности

Все делать за него или Заставлять его все делать самостоятельно

Делая все за сына, вы вырастите недееспособного, инертного, закомплексованного мужчину, который ничего не будет уметь, следственно, к нему не будут обращаться за помощью. У него не будет шансов завоевать авторитет, причем как среди женщин, так и в коллективе мужчин.

И наоборот, не помогая сыну в его делах, даже если он об этом просит, вы рискуете воспитать замкнутого человека, который будет неспособен работать в команде, недоверчивого и обозленного. Кроме того, без помощи он мало чему научится, или потратит на это больше времени и душевных сил, чем тот, у кого поддержка была.

Чрезмерно опекать или Разрешить совершить все возможные ошибки

Вы не сможете подстилать соломку на всем жизненном пути своего сына. Не пытайтесь этого делать и с его малых лет. Оградите сына только от того, что угрожает здоровью и жизни, в остальном же пусть он поймет смысл опасности, риска, последствий. Это бесценный жизненный опыт.

Однажды мы с подругой были на прогулке. Вместе с нами был ее 11-летний сын. На ярмарке мама купила ему достаточно дорогую маску супергероя. Он всячески с ней носился, а затем побежал к компании мальчишек на площадке. Через 15 минут прибегает назад в восторге: «Там старшие ребята предлагают обменять мою маску на айфон! Круто!». Я только начала было что-то говорить о том, что не видать ему ни айфона, ни маски, как его мама спокойно остановила меня и сказала своему сыну: «Сынок, ты доверяешь тем ребятам? Ты бы сам отдал айфон за маску? Подумай, не спеши. Эта маска – твоя, я купила ее для тебя. Ты ее хозяин, поэтому решай сам». Мальчик вдруг посерьезнел и с таким настроением вернулся к юным коммерсантам. От обмена он отказался. А если бы мы начали настойчиво его убеждать в единственно правильном решении, скорее всего он бы сделал наперекор и потерял свою маску...

Политика полного невмешательства в жизнь своих сыновей иных родителей поражает. Они по-философски со стороны наблюдают за ошибками, которые несмышленые мальчуганы совершают одну за другой, полагая, что жизнь – лучший учитель. Тем не менее, многих плачевных последствий можно все же избежать, объяснив теоретически.

Все разрешать или Наказывать за любой пустяк

Как вырастить настоящего мужчину, если вы души не чаете в своем мальчике и готовы для него землю перевернуть? Осторожно! Такая безмерная любовь может оказать вашему сыну медвежью услугу! Ведь любимых сыновей часто балуют до такой степени, что они перестают осознавать границы дозволенного. Но жизнь без ограничений в детстве приводит к конфликтности во взрослой жизни, потому что приходится жить по правилам, а ваш сын к ним не приучен.

Ничем не лучше те родители, которые не представляют, как вырастить сына настоящим мужчиной, не требуя от него поведения, достойного принца. Они добиваются совершенства во всем и получают задерганного, запуганного ребенка, который мечтает только о том, чтобы его оставили в покое. Вырвавшись из-под опеки и требовательной атмосферы, эти парни нарушат абсолютно все правила, которыми их мучали долгие годы или же останутся несчастными пленниками этих правил на всю жизнь.

Воспитывать слишком жестко или Воспитывать слишком мягко

Как воспитать из мальчика мужчину, проявляя к нему доброту и сочувствие? – недоумевают одни родители. А другие наоборот осознанно слишком ласковы к маленьким сыновьям. Как и в других вопросах, здесь нужна золотая середина. Если сыну больно, его нужно пожалеть, но не допустить того, чтобы он жалел себя. Тут нужно чувствовать тонкую грань.

Воспитывая сына, помните, что вы в ответе за его счастье. Только с любовью и уважением воспитанный мальчик сможет вырасти самодостаточным мужчиной и достичь многого.

4.7142857142857 Рейтинг 4.71 (7 голоса(ов))

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Каким должен быть настоящий мужчина? Как вырастить мальчика таким? Советами делится психолог и педагог Татьяна Воробьева.

Сегодня у меня на консультации был восьмилетний ребенок. Очень стеснительный, робкий мальчик сел в кресло, буквально вжался в него, а мама села рядом на низенький стульчик. Маме было неудобно, некомфортно, но видел ли это восьмилетний ребенок? Нет. Он видел и слышал только свое состояние. Неудобство мамы для него было незначимо, оно мальчика не волновало.

Влюбляйте в себя детей!

Этот момент – восклицательный знак.

Так с чего же начинать воспитание?

Я всегда говорю одни и те же слова – тяните одеяло семейного воспитания на себя, влюбляйте в себя детей! Поставьте себе задачу быть незаменимыми ни при каких обстоятельствах, будь то дружба, познания, забота, еда, одежда. Станьте для ребенка всем ! Это не лживая, не гордынная, не лицемерная задача. При правильном воспитании ребенок видит, слышит, беспокоится, тревожится о родителях и не может, не хочет делать что-то, что причинит боль, страдания, переживания его маме и отцу.

Мы думаем: ведь мы же все даем, дети все видят, они ценят нашу заботу. Нет. Надо заявлять, проговаривать, чтобы душа ребенка услышала, и он научился хранить, беречь то, что у него есть. Вот тогда сформируется важнейший мотив в человеческой душе – волевая направленность на заботу, на переживание, на хранение, на оберегание, на благодарность.

Поговорим об этом.

Каким должен быть мальчишка?

Итак, каким должен быть мальчишка, какими качествами он должен обладать?

– Ответственностью

– Заботой

– Добротой

Совершенно верно – добротой. Доброта – это и есть: внимание, чуткость, жертвенность…

Доброта без этих качеств – это что-то совершенно непонятное, это лицемерие, угодничество, лицеприятие. Какие же еще качества?

-Мужественность

-Героизм

Да, именно! Дух героизма должен быть. Именно дух героизма позволяет нам иметь ближайшую зону развития, планочку – делать во имя отечества, во имя семьи. Это «во имя» – удивительное качество! Сделать то, что не могу и не хочу – «во имя». Не надо ждать поля боя – ты каждый день на поле боя. Каждый день – сесть за уроки или не сесть? Слукавить или нет? Каждый день мы стоим перед дилеммой, перед выбором, перед возможностью совершить подвиг-поступок.

Все качества, какими должен обладать мальчик, мы назвали правильно. Но ведущее качество – главенство . Чувство главенства с позиции ответственности.

И долг, и ответственность, и геройство, и доброта – все заложено в главенстве!

Мать отвечает за все?

Мальчики должны знать, что они пришли в эту жизнь главенствовать – отвечать за семью, за родителей, служить Отечеству.

Вот и встает задача – как же сформировать эти чувства?

Как же сделать так, чтобы в любой ситуации, в состоянии влюбленности, например, мальчик был ответственен? Первый постулат, первый закон, который мы должны дать нашим мальчикам: ты несешь самую большую ответственность за все, что будет в ваших отношениях с любимой девушкой, за все, что будет результатом ваших отношений.

Мы знаем, что в нашем обществе давно все перевернуто – мать отвечает за все: она вынашивает ребенка, кормит, волочит весь груз ответственности. И это значит, что кто-то не заложил в мужа то, что именно он отвечает за рожденного ребенка. Не заложил, не достучался, недодал. Результат – .

Или вообще ребенка убивают. Я не говорю о нравственности или безнравственности, я говорю о поступке, который просто по сути своей недопустим. Удивительное качество ответственности, долга и подвига формирует не социальный статус, не уровень образования. Юноша должен не испугаться и сказать: «Это мой ребенок, я понесу за него ответ. Я никуда его не отдам. Я не умею ничего, я не знаю ничего, но я своего ребенка убивать не буду».

«Я услышал твои слова»

Мальчишки отличаются двумя удивительными особенностями – они все «ипохондрики», они боятся болезней и болячек, и вторая особенность – мальчикам свойственно чувство целомудрия. При всем том, что чувственность в них бушует гораздо раньше, гораздо больше их захлестывает, чем девочек, гораздо труднее им ее контролировать. Но, в то же время, каждый из мальчиков стремится иметь семью целомудренную, жену целомудренную. И это качество не эгоистическое, которое можно с мирской позиции объяснить, это качество духовное.

Зная эти особенности мальчиков, надо использовать это как метод и прием. Между прочим, «через плечо» скажите ребенку, что только у целомудренной пары рождаются удивительно талантливые и здоровые дети. Сказанное между прочим подчас ложится глубже в душе мальчишки, чем прямая сентенция о праведности. Пройдут годы, и дети вам скажут: «Я услышал твои слова».

Мальчишки готовы ждать сроки, установленные невестами, как бы ни хотелось им близости. Если родители в свое время сказали это им, то они готовы ждать, потому что страх переступить грань, за которой могут пойти страдания детей, – удивительная контрольно-сдерживающая рамка, которая позволяет перетерпеть, перенести всякое желание близости ради будущей семьи, ради будущих детей.

А несказанное, недоданное является причиной многих ошибок, поисков и, подчас, трагедий в жизни наших детей. Не в сентенции и нотации, а между прочим сказанное слово о чистоте и целомудрии ложится таким пластом, такой охранной грамотой, которая потом поможет создать семью один раз и навсегда.

Слушать, истинно слушать!

В поступках наших детей мы часто сталкиваемся с эгоизмом, эгоцентризмом, – это тоже результаты нашего перекоса в воспитании, когда нам то некогда, то незачем общаться с детьми. В результате и дети не видят, не слышат родителей.

Всякий раз, когда ребенок к вам обращается, отложите все дела, повернитесь к нему лицом, действительно постарайтесь услышать его вопрос. Не делайте это ни на ходу, ни на бегу. Ваша искренность, ваша готовность поговорить, ваша ответность – это та самая необходимая защищенность, когда есть знание, что родители ребенка слышат, видят и понимают!

Не торопитесь с ответом, подчас, самое важное для ребенка – быть услышанным. Задал он вопрос – отвечайте. Не задал – просто утешьте словом или вниманием, прижмите к себе, приласкайте или просто вместе помолчите.

Задача родителей – слушать, истинно слушать! Не между прочим, с телефонной трубкой в руке, на ходу отвечая, в суете. Результат небрежности – это отчужденность детей и их откровенность где-нибудь и с кем-нибудь другим. Многие семейные трагедии происходят от недоданности, неуслышанности, невнимательности родителей к детям.

Постарайтесь в момент, когда к вам обращается ваш ребенок, стать слепоглухонемой для всего мира. «Мои глаза и мое сердце открыты для тебя. Я слышу тебя, сын, я переживаю, я вместе с тобой каждой клеткой! У меня ком в груди, я готова заплакать!» Главное – сопереживание того, о чем дети говорят. Соучастие, сострадание. Да, возможно, мальчик сам виноват и неправ, но в ситуации острой – не лечите, не воспитывайте, вас не слышат. Тут нужно не это. Мальчику надо одно – мама его слышит, мама его видит, мама хочет понять, мама сострадает ему!

Великое чудо иметь родителей, сострадающих своему ребенку! Это великая защита детей, которая тысячу раз потом вернется: «Мои родители всегда умели меня выслушать».

Мы – единственный источник всех страданий

Мальчишки, к сожалению, отличаются эмоциональной закрытостью, им труднее выразить чувства и переживания. Они стараются вогнать проблему вовнутрь.

И еще очень важно – не возвращаемся к проблеме. Спрашиваем только о чувстве, о том, что испытывает ребенок. Держим руку на пульсе его чувства, его страданий. «Я с тобой сынок, я за тебя переживаю!»

Пока ребенок не может понять причину переживаний и оценить свое поведение, то наша помощь заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию, что во всех наших страданиях заложен только один фактор – мы сами. Мы сами! Мы – единственный источник всех страданий, которые с нами происходят! Но как мы можем сказать это страдающему человеку в острый момент, что он виноват сам? Ведь сейчас ребенок это не поймет и не услышит. Поэтому не торопитесь, дайте чуть-чуть зажить ране. А вот потом надо рассказывать и объяснять, как и почему происходят с нами неприятности. Надо учить детей быть внимательными, быть чуткими, быть осторожными и аккуратными в словах и поступках, следить за своими мыслями.

Когда нет сил

Хочу сказать еще об одном источнике, который оказывает огромное влияние на чувства наших сыновей, – наш внутренний родительский мир. Мы переживаем, негодуем, или, наоборот, радуемся. Наши эмоции не исчезают в никуда. Все возвращается к ребенку. Следите за вашим внутренним миром! «Я так устала, я так хочу спать, я так сердита…» Это сетование должно закрываться словами покаяния. Закрывайте его сразу, чтобы оно не повисло на душе ребенка!

Святые отцы часто в назидании о воспитании детей говорят: «Нельзя говорить – у меня нет сил, это плевок Творцу! Выше сил он ничего вам не дает. Все дает вам по силам»

И когда мы сетуем на милость Божию, на дарованного нам ребенка, мы сетуем на Того, Кто дал эту душу. Когда мы начинаем сетовать, мы отбираем силы у своего ребенка – запомните это!

У протоиерея Сергея Четверикова в беседе были такие слова: «Мы тяготимся мысленно, и пусть никогда ребенок не чувствует этого тяготения им, вроде мы заботимся и делаем все, но в последствии он будет тяготиться нами, нашим присутствием, нашим нахождением, мы будем его раздражать» .

Поэтому хочу сказать вот эти слова – будем аккуратны, будем осторожны и внимательны в наших сетованиях. Мы сами не знаем наших огромных духовных ресурсов. А дух женский огромен! Поэтому не надо сетовать на ребенка. Ни про себя, ни тем паче вслух. Я понимаю, как трудно сдержать себя. Но понимаю и знаю, как это отражается на детях.

Забудьте такие слова

Хочу сказать еще: пожалуйста, забудьте такие слова – «депрессия, комплексы»… Слово «гиперактивность » сейчас все используют, забывая, что это тяжелейшее психиатрическое состояние, которое в Америке, а теперь и в России стали лечить психотропными препаратами. А ведь с той же гиперактивновстью надо разбираться.

Может, это такой тип ребенка, который активно бодрствует, у которого высокая познавательная потребность. Он не может сидеть на месте, на вашем месте, на том месте, на которое вы хотите его определить. У этих детей более трудное подчинение, но это же не предмет для психотропных препаратов. Поэтому уберите неведомые вам диагнозы, не лепите их своим деткам. Этого делать нельзя.

Возвращаемся к сегодняшней консультации. Мама мальчика сказала, что у нее депрессия, потом уточнила – стресс. Т.е. от психиатрического диагноза спустилась к психопатии. Нет, у мамы состояние оставленности.

Я всегда говорю, что от детей идет очень мощная информация, всегда можно понять, что происходит в семье. Я понимаю, что причина состояния мамы в ее одиночестве. Некогда маме заняться сыном, она вся сосредоточена на себе. Плохо это или хорошо, я не берусь судить. Мама ушла в себя, в свои переживания, а ребенок ушел дважды в свои переживания. Проблемы рано или поздно кончатся, будет еще она женой, возраст молодой, все в ее жизни будет! Но будет только в том случае, если на сына она будет смотреть с радостью.

Нельзя смотреть с унынием, иначе отбивается любовь к себе, яркость вашего истинного проявления. Какая бы коллизия в жизни ни была, необходимо помнить – не должен страдать тот, кто с нами вместе находится. Это закон, закон духовный, и его еще никто отменить не смог. Выполняем мы его плохо, но вот изменить, отказаться от него никому из нас не удастся. Выполним плохо – плохой результат и получим. Выполним с терпением – и получим хороший результат, особенно на мальчишках.

Поговорить о девочке

Повторим, так какими же качествами должен обладать мальчик? Главенством! Это и есть: ответственность, доброта, мужественность. И эти чувства помогут ему во всех коллизиях, во всех ситуациях – оставаться сыном по отношению к родителям, отцом по отношению к детям, мужем по отношению к жене, гражданином по отношению к Отечеству.

А нам не думать, с хорошей девочкой он встречается или плохой, а надо думать о том, что сейчас я, как мать, сдаю экзамен. Захотел сын поговорить о девочке или о чувстве к ней, – хорошо, пошел звонить другу или к психологу побежал – двойка мне. Ко мне должен прийти, со мной должен говорить. Это не эгоизм материнский. Это значит, что я заняла то место доверия в его душе, которое только мне принадлежит как матери.

ВОПРОСЫ:

– Как воспитать в детях заботу о себе? Я чувствую, что старшие дети совсем сбросили меня с моего пьедестала, не ценят совсем.

– Время не уныния, а время понимания. У православных всегда есть и покаяние, и молитва о том, чтобы Господь спас моих детей. Время для уныния еще не пришло. Пока мы живы – будем стучаться: «Господи, вразуми и наставь, что сказать и когда сказать!» Нельзя бездуховно о духовном. Я призываю к ответственности за свои слова. Лучше промолчать, лучше оставить ситуацию нерешенной сейчас, лучше сказать себе – не время, но никогда не упрекать ребенка.

«Я есть у тебя!»

А малышу говорите, как бы между прочим: «Знаешь, сынулькин, если с тобой что-то произойдет, я все за тебя отдам!» Простыми материнскими, сердечными словами, без пафоса и назидания. Когда наши дети к нам прижимаются, глаза в глаза скажите тихонько: «Больше всех люблю тебя на свете». И сколько бы нашим мальчикам ни было лет, как для них важно знать, что они любимы! Как всем в любом возрасте важно знать из уст своих родителей, что они любимы!

Если родители не будут подтверждать словами свою любовь, дети почувствуем пустоту и оставленность. Поэтому сегодня и сейчас говорите слова – на ухо ли они будут сказаны, будут ли они сказаны спящему ребенку, будут ли они сказаны, когда он ревет… И только мать скажет: «Люблю тебя без меры и страдаю с тобой так же, как ты».

Если вы правильно задали в свое время тональность (хотя я не люблю такие мирские слова, они слишком плоские для понятий материнства и духовности), то вы увидите, как ребенок переживает, что вы страдаете за него. Он скажет: «Мама, ну что ты, не плачь, у меня все хорошо!» Значит, вы правильно воспитали, значит, вы сделали все правильно, теперь для него важнее, чтобы мама не страдала, чтобы мама не мучилась, чтобы мама не переживала.

И мама отвечает: «Все в порядке, сынулькин, мы рядом! Сейчас помолимся, сейчас тяжелую артиллерию выставим, свечу зажжем!» Как важно это и как нужно детям!

Говорите о своей любви, сострадайте, прижимайте к себе ребенка, говорите не о том, что вы для него сделали, а только одно – «я есть у тебя!» Подчас незаметно, привычно, но это то, что позволит человеку в самой трудной ситуации держаться.

На одну консультацию пришла мама, плачет: «Мои дети дерутся, бьются, меня не замечают». Когда вы разводите детей по разным углам, не начинайте с того, кто прав и виноват. Начтите с этого: «Кто из вас увидит, дети, что я переживаю, что я испытываю, тот, действительно, мой сын!» Нужно проговаривать все наши переживания за детей, но не с позиции сотрясения. Все, что сказано в злобе, гневе, отчаянии, раздражении, это все совершенно другим оттенком обрастает. Это обрастает оттенком бесконечных разборок. Научить видеть своих детей, как я страдаю от этого – должно и нужно. Это то, что мы подчас недоделываем.

Когда задаю вопрос – а для чего дети-то пришли? Все отвечают: для счастья, для радости, для продолжения рода… Ребенок пришел служить! Служить – это обязанность и долг, это и есть высшее предназначение человека, т.к. служить – это любить, т.к. любовь проявляется только в служении. Служить своим родителям в почитании и заботе о них, в упокоении их старости; служить своей будущей семье; воспитание в своих детях духовно-нравственных устоев, обеспечивая и направляя их образование для служения Отечеству; служить Отечеству по талантам, им данным от Бога и родителей.

Опыт чистоты и целомудрия

– У меня есть очень верующие подруги, которые для меня очень авторитетны, которые считают, что детям необходим сексуальный опыт до брака…

– Когда я слышу – очень верующие подруги и потом такое…

Иначе мы скатимся к сексологии. А почему бы не начать сексуальный опыт с детского сада? Да и в чем заключается сексуальный опыт? Надо знать одно – в удивительным образом дается гармония. А если встает вопрос подбора партнера, то подбор под какие такие мерки, под какие антропометрические показания?

Опыт должен быть только один – опыт чистоты и целомудрия. Это единственный опыт, на котором зиждется благополучие семьи и здоровье детей.

– Надо это говорить сыновьям?

– Обязательно! Не бойтесь говорить о целомудрии! Неважно, кто скажет – отец или мать, тот, кто сможет сказать с правильным акцентом чистоты. Сохраняйте детскую чистоту и целомудрие. Умейте сказать о чистоте в двенадцать, в семь, умейте сказать в семнадцать.

В двенадцать – это когда у мальчишек, именно у мальчишек, идет становление личности. Двенадцать лет – удивительный возраст! Он и трудный, и колючий, но столь благодатно-фундаментальный, потому что именно в этом возрасте мальчишки делают выбор ценностной ориентации – чего я хочу, чего я не хочу и чего я не должен. Если мы заложим правильно полноту истинных ценностей, то от многой грязи мы детей своих спасем. Надо говорить! Ищите тон, ищите тональность, ищите слово – оно может быть большим и емким, а может быть маленьким и коротким.

Семья со всеми коллизиями, со всеми трудностями зиждется на чистоте! Чистота не дает уязвить нас, не дает разлететься, развалиться, в самых трудных позициях переступить, т.к. всегда есть понятие только одно – такой чистоты уже больше не будет!

Дети взрослеют, любовь остается

– Как говорить ребенку, что я его люблю больше всех, если в семье много детей?

Каждому отдельно, прикровенно. А что он будет думать о моей любви к другим детям? Это великая тайна – чужие мысли. Любовь родительская принадлежит всем членам семьи. А помогать я буду тому, кому будет хуже всех, потому что я – мать.

– Сыну шестнадцать, и он очень закрыт…

– В любом возрасте надо стучаться и говорить: «Я так переживаю за тебя!»

Наша основная задача – дать детям знать, что они любимы, безмерно дороги, что они никогда ни на одну секунду не оставлены. «Я все вижу, сын, и я люблю тебя!» Конечно, часто к ним подойти невозможно, совсем не значит, что они будут задавать вопросы.

Дети взрослеют, воля наша уходит, но любовь остается. Что удивительно, чем взрослее наши дети, тем больше мы их любим. Пока мы живы, мы будем говорить: « Я люблю тебя, ты – мой мальчик!» И эти слова в трудную минуту будут держать наших детей. Что-то произойдет, но он будет думать: «Есть человек, который меня вот такого – удачливого, не удачливого, престижного, не престижного, счастливого, не счастливого, – любит всеми силами своей души!» Говорим о своей любви! Что исповедуем – то и получаем. Не исповедуем – не получаем.

Если отец не прав

– Можно ли корректировать поведение отца? А если он не прав?

– А кто сказал, что именно вы правы? С чего вы решили, что знаете – как правильно? Апостол Павел в послании к Тимофею (гл.3, стих 11-15) ясно и просто указывает на поведение и место жены. Мальчик, он – кто? Он вырастает в мужа, в главу семьи. Но мы считаем, что должны откорректировать поведение мужа, меру его воздействия, его словарь, стилистику и т.д.

Если муж не прав, дайте ему пострадать от неверности шага, воспитание – это интимный процесс, он принадлежит двоим родителям. Когда мама разбирается с воспитанием ребенка, отцу должно воздержаться, когда муж воспитывает – маме надо воздержаться. Каждый из нас решает самую главную задачу: воспитать детей в почитании родителей.

«Чти отца своего и матерь свою! Злословящий отца или матерь свою, того должно предать смерти!»(Исход 21-17) «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них (Сир.3,8) Запомните эти святые слова! Их никто еще в этом мире изменить и отменить не мог. Этот закон прописан однажды для всего человечества. Почитание родителей! И в этой иерархии кто впереди? Отец! Уважайте его и дайте ему стать отцом.

Прорастает по мере участия отца в воспитании ребенка. Когда мы его отодвинули – умные, добрые, настоящие, любящие – вот мы отца и потеряли. Отец – глава семьи. «Как отец скажет, так и делай!» Когда у тебя спрашивают разрешения, надо же сообразить, надо включиться, о чем тебе говорят, смотришь – папа от газеты оторвался, от телевизора отошел, глаза на ребенка поднял, услышал вопрос – и ответ пошел! Отец должен быть включен в процесс воспитания, иначе, когда он в параллели, он становится просто партнером, а не мужем, не отцом.

– А если папа вообще с утра до вечера на работе?

– Семья – это труд. У есть такие слова: «И монастырь, и семья – крест, но крест спасительный». Крест, тяжелый крест.

Вечером подробно расскажите мужу все, что произошло с детьми за день. «А как ты думаешь? Давай решим, что делать?» Дайте мужу возможность включаться в процесс воспитания. «Без тебя не могла решить вот это…» Дайте ему услышать вопрос. И тогда он становится отцом.

– А если все же пришлось вмешаться, и ребенок говорит: «А папа сказал по-другому, папа что – не прав?»

– Очень хороший вопрос. Лучше оставить ситуацию неправильной, нежели осудить отца.

Надо ответить так: «Папа был прав». Отец никогда не подлежит осуждению в глазах ребенка. Это самое страшное разрушительное начало, которое мы часто несем в семье. Об отце – или достойно, или никак. То, что мы сейчас имеем в семьях, как правило, маму-одиночку при живом папе, – это результат того, что мы взяли на себя то, что не должны брать. Мудро и правильно – отец не осуждается. Как только мы развенчали авторитет отца, мы развенчали семью. Сколько бы лет ни прошло, всегда просматривается отсутствие мужского начала. Без отца сына воспитать нельзя, без отца воспитать дочь нельзя. Оставьте эту иллюзию. Это всегда однобокое, куцее воспитание.

Дети должны нас видеть

– Можно плакать при детях? Мою старшую дочь мои слезы раздражают.

– Реакция дочери – это защитная реакция. Она по-другому не может выразить свои переживания. Это позиция неумения помочь. Потом, отдельно дайте ей урок, как надо утешить, что мама ждет: «Я плачу от боли, погладь меня и мне сразу станет легче». Учите, говорите! Подчас, дети не умеют не потому, что они жестоки, они действительно не умеют в этой ситуации быть сострадающими.

– Можно после того, как отец отругал ребенка, пожалеть его?

– Почему нет? Мы всегда остаемся родителями – не лицемерами. Прижать, поцеловать… Но папа – прав! Мы не обсуждаем ситуацию, а демонстрируем жалость, любовь. Не слушаем, что он говорит. Пройдет время, надо обязательно разобрать эту ситуацию. И это главная задача – учить ребенка видеть свою неправоту в том, что папа накричал, шлепнул… Ты что-то не то сделал. Но это должно пройти время, немного отодвинуть разговор.

Во время конфликта никто этого не видит. Все обижены, рычат, ругаются. Мамина задача – прижать, утешить, успокоить. «Муж гневлив истины не соделывает!» В гневе нет правды. В состоянии гнева – не воспитывайте, просто утешьте! А потом уже будем разбираться, что нужно делать, чтобы папу до такого состояния не доводить. «Жизнь папы при этом сокращается». Видите – не про ребенка любимого, а надо говорить об отце. Отец понервничал, накричал. «Поверь, это не дало ему силы».

Сначала надо утешить, а потом разобрать неправость ребенка по отношению к отцу. Запомните, не мы просим прощения. Наше прощение – перед Богом и перед совестью. Ребенок должен понимать, что он сделал не то, что реакция родительская была такой. Запомните этот закон! Дети должны нас видеть! Не научим мы детей нас видеть, если не научим их этому правилу! Ребенок должен понять – почему я кричала, почему я негодовала, почему я шлепнула его, ведь при этом сократилась моя жизнь . Дети, которые очень любят нас, они этого очень боятся.

И никогда не укладывайтесь спать, не помирившись. Услышите – «мамочка, прости!», отвечайте – «Очень хорошо, на сто лет вперед!»

– Никогда не просить прощения у детей?

– Во всякой ситуации – научить ребенка видеть свою неправость. Научим этому великому делу, тогда весь мир будет хорошим, а ребенок научится все проживать правильно. Тогда не будет озлобленности, гордыни, зависти. Тогда не будет саможаления и обиженности. Тогда будет умение увидеть ситуацию разумным умом. Понять: а что я сделал не так, хотя вроде бы меня обидели? Тогда действительно получится сохранить у ребенка здоровую душу. Это очень трудно, но это бесконечно нужно. Так идет человеческое духовное развитие.

Надо научить ребенка видеть себя первопричиной нашего гнева, нашего негодования. А нашу собственную неправость мы проживаем как? Это вопрос духовный, вопрос совести. Я в простоте сердца скажу: «Господи, прости меня!» Положу поклоны.

Конечно, гораздо проще попросить у ребенка прощение, нежели страдать той внутренней любовью и тем внутренним раскаянием, которое происходит в наших сердцах.

– А взрослость наступает когда?

– Когда они покидают наш дом. Пока они живут под нашей крышей, они наши дети, и должны подчиняться устоям семьи.

И о мытье посуды

– Мой сын часто делает что-то, чтобы казаться хорошим.

– Это очень тонкий вопрос. Когда ребенок делает что-то в заботе о маме, это одно. Забота о маме – это служение маме. Или может быть просто демонстрация своей хорошести. Тогда закладывается оттенок будущего тщеславия. Поэтому когда вы хотите похвалить, вы обязательно говорите – за что. «Я увидела твою заботу, спасибо». Поворачивайте на истинное служение. Оно у него есть, надо, чтобы только это служение не ушло в другую крайность. Хвалите за служение вам, потому что служение вам – это служение Богу. Повторяйте – это и есть служение Богу – служить другому.

– Как решать бытовые вопросы?

– Постарайтесь понять: – это самая большая воля. Когда ты делаешь как лучше или как хочешь, это не воля, это своеволие. Если мама сказала, что надо помыть посуду, это не обсуждается. Это служение. Это и есть та воля, которая потом распространится на все человеческие качества.

– А если он скажет: не хочу мыть посуду!

– Он действительно так скажет. Ничего не говорите, не вступайте в дебаты. Встаньте к раковине, начните мыть.

Я помню, как на меня этот урок подействовал так сильно! Я росла в детском доме и старалась быть очень исполнительным ребенком. Никогда не могла отказать в помощи в уборке. Как прогулка – зовут меня убирать огромную столовую. И я всегда себе говорила: ничего, руки не отвалятся. Я всегда старалась все сделать.

И один раз, в летнем лагере моя любимая воспитательница попросила меня помочь, а в это время дети играют в казаки-разбойники. И я говорю ей: я потом! И воспитательница молча берет таз с полотенцами и молча уходит. У меня настроение сразу испортилось, играть уже не хотелось. Запомнилось на всю жизнь!

Надо спокойно, без злости начать мыть посуду. Без слов. И ему станет совестно. Я не говорю, что он сразу побежит отталкивать вас от раковины, но что-то там у него «щелкнет». У вашего ребенка «щелкнет» обязательно.

– Спасибо за встречу!

– Храни Вас Бог!

Записала Тамара Амелина